Юный техник 1975-02, страница 32КОПИИ НА 80 ООО ЛЕТ. Какие бы меры ни применяли реставраторы для сохранения картин мастеров прошлого, все равно они постепенно разрушаются. Тускнеют краски. Полотна покрываются мелкими трещинами. Рано или поздно исчезнут из картинных галерей произведения и Леонардо да Винчи, и Мике-ланджело, и Репина, и Крамского. Как же сохранить, если не сами оригиналы, то их точнейшие копии на тысячелетия и какой найти для этого вечный материал? Можно воспользоваться необычными свойствами, которыми обладают неорганические кристаллы группы дигидрофосфатов. На прозрачную пластинку кристалла с помощью электронного луча, как на телевизионной трубке, наносится скрытое, невидимое изображение. При этом каждый отдельный маленький кристаллик пластины меняет свою ориентацию в пространстве, а значит, по-иному поляризует проходящий сквозь него свет. Теперь, чтобы сделать изображение видимым, необходимо пропустить сквозь пластинку поляризованный свет и спроектировать получившееся изображение на экран. Расчеты, произведенные учеными Всесоюзно го научно-исследовательского института телевидения и радиовещания, и Московского государственного университета, показали, что такое изображение можно хранить 80 000 лет. Для этого только нужно держать пластинку в ванне с жидким азотом. Таким образом можно изготовить копии со всех картин и хранить их в особом холодильнике. А в картинных галереях далекого будущего в залах, рассказывающих об искусстве второго тысячелетия нашей эры, вместо картин будут установлены плоские экраны — кинескопы. Если взять мощный источник поляризованного света, то размер такого экрана можно получить до нескольких десятков квадратных метров. |