Юный техник 1975-07, страница 70Изобретатель предлагает КАК УВИДЕТЬ ОБЪЕМ Прежде чем любая машина появляется в металле и получает законченный вид, каждая ее деталь проходит стадии расчетов и формул, рисунков и чертежей. Работа по «оживлению» идеи отнимает тем больше времени, сил и средств чем сложнее создаваемая машина. И это несмотря на то, что конструкторы пользуются компьютерами, машинами для рисования и размножения чертежей. Получаются своеобразные гонки, где в роли лидера выступают детали все более сложных машин, а в роли догоняющих — средства для их конструкторских проработок. Но процесс конструирования можно упростить, можно сделать так, что в бесконечной гонке не будет ни лидеров, ни отстающих. Для решения этой задачи доктор технических наук Г. Ка-тыс предложил неожиданное, кажущееся фантастическим решение, которое называется: синтез н объемное представление изображений будущих элементов Мишин, еще не существующих на ватмане. Другими словами, у ученого, инженера или конструктора появляется возможность увидеть свою идею-модель уже в завершенном виде задолго до того, как она будет изготовлена. А это дает в их руки многое. Рассматривая свою идею-модель со всех сторон, конструктор можёт проанализировать и оценить ее форму, характеристики. Но что еще более существенно, он может сразу же изменить их, словно модель сделана из пластилина. Но ведь ее нет ни на бумаге, ни в металле. Тогда каким же образом это 1 удается делать? Оказывается, все дело в объемном видении, которое достигается с помощью изобретенного ученым несложного устройства. Его главная особенность — три набора дисков-панелей. Расположены они на осях так, что из каждого набора можно выдвинуть' в разные стороны по одному, по два или целую группу дисков, но можно сдвинуть нх в одну высокую стойку. Все диски изготовляются не из стекла, хотя н кажутся прозрачными. Материал с особыми свойствами, изменяющий свою прозрачность в зависимости от спектрального состава светового луча, — вторая особенность устройства Катыса. Под действием света в нем происходит примерно то же, что и в эмульсии фотопленки или фотобумаги. Однако там изображение закрепляется навечно, а с фотохром ного стекла-диска оно легко удаляется. 68 |