Юный техник 1975-11, страница 40

Юный техник 1975-11, страница 40

смотреть экспонаты самостоятельно.

Валя остановилась и уперлась кончиком указки в пол.

— Ой, Сергей Алексеевич, значит, я опять увлеклась, — сказала она виновато. — Я ведь и сама знаю, что тороплюсь, и всегда начинаю медленно, а потом увлекаюсь, хочется успеть рассказать подробнее.

Валя казалась такой огорченной, что экзаменатор, пряча улыбку, подбодрил ее:

— Самое главное — знать материал! А все остальное придет, еще научишься. Ну давай дальше!..

Валя медленно перешла к следующему стенду. Сергей Алексеевич улыбнулся. Было интересно наблюдать за лицом экзаменатора: он слушал так, как знаток слушает музыку, — на лице сменялись выражения удовлетворения безупречным исполнением или же недовольства оттого, что исполнитель выбился из ритма, сыграл нечисто.

— Самые лучшие экскурсоводы — это десятиклассники, — сказал мне Сергей Алексеевич позже. — Ведь, помимо знаний, необходим опыт, который дает умение быстро реагировать на различные ситуации, не теряться, когда экскурсанты задают каверзные вопросы. Вы спрашиваете, чем объяснить популярность нашего музея? Наверное, той добросовестностью, с какой ребята относятся к начатому ими делу. Живя в доме Можайского, мы считаем себя его наследниками...

Несколько фактов из истории наследников Можайского.

...Двадцать лет назад вороно-вицкой средней школе в связи со стотридцатилетием со дня рождения А. Ф. Можайского присвоили его имя. И тогда Георгий Сергеевич Черногалов, преподаватель географии, предложил собрать материалы о жизни и деятельности великого конструктора, открыть маленький музей.

А где найти эти материалы? И какой вообще должна быть музейная экспозиция? Вот с этих вопросов начался долгий и интересный 'поиск, который ведется до сих пор.

Конечно, первыми помощниками ребят стали книги. В тот год был издан сборник документов, связанных с деятельностью Можайского. И школа обратилась в Центральный музей Вооруженных Сил СССР, в Ленинградскую военно-инженерную академию имени А. Ф. Можайского, в Мемориальный музей имени В. П. Чкалова с просьбой прислать фотокопии этих документов. Вскоре ребята получили фотографии Можайского, сделанные в разные годы его жизни, фотокопии страниц его расчетов, дневников.

— Конечно, мы не нашли документов, совершенно неизвестных ученым, — рассказывал Хомчук. — Да и цель у нас была другая: узнать о жизни Можайского как можно больше, чтобы потом передавать эти знания тем, кто придет в наш музей. Потом ребята решили собрать экспозицию, рассказывающую обо всей истории воздухоплавания, для развития которого он сделал так много. Легко ли было это сделать? Надо было прочитать сотни книг, вести переписку со многими учреждениями, музеями и людьми (обширные >«тома» этой переписки хранятся в музейном архиве), с авторами книг, советовавшими, где отыскать фотокопию того или иного заинтересовавшего ребят материала, с бывшими летчиками, присылавшими памятные для них реликвии. Например, в музее хранятся настоящие «летные» вещи — скафандр пилота, используемый при полетах в стратосфере, пулемет с истребителя времен Великой Отечественной войны. Дело приняло такой серьезный оборот, что коллегия Министерства культуры Украины присвоила школьному музею высокое звание народного...

36