Юный техник 1975-11, страница 7

Юный техник 1975-11, страница 7

Оренбургское месторождение самый выгодный резерв. Стоимость 1000 м3 оренбургсного газа, поданного в район Москвы, составит в 1980 году 4 р. 06 к., тюменского — 9 р. 31 к., а узбекского—16 р. 50 к.

Расстояние от Оренбурга до главных магистральных трасс газопроводов Бухара — Урал и Азия — Центр составляет всего 350 км. Если вместо прокладки третьей нитки газопровода Азия — Центр подать оренбургский газ, это сэкономит более 500 млн. руб.

Нефть и газ нашли и в Оренбургской области, под Бугурусла-ном. Но скважины у села Крас-лояр, что в 30 километрах юго-восточнее Оренбурга, оказались сухими — не дали результата. Геологические особенности были здесь сложными. Толщина осадочных пород достигала порой двух-трех километров. Солевая броня надежно прикрывала собой .нижние пласты. Не все дали структуре отрицательную оценку. Были оптимисты, утверждавшие: газ в Оренбуржье есть! В начале 60-х годов на вооружении геофизиков появились новые чувствительные приборы. Они-то и позволили установить, что в районе самого Оренбурга подсолевые толщи ближе всего подходят к земной поверхности. Здесь как бы возник гигантский купол, построенный природой. В его своде, казалось бы, созданы наиболее благоприятные условия для скопления газа.

В 1965 году геологи начертили на карте кольцо. В наиболее вероятных местах заложили скважины. Одну, № 5, вновь у Красно-яра. Другую, № 600, южнее Де-дуровки. И хотя геологические данные снова подтвердили — разведчики на верном пути, газ где-то здесь, — поймать его не удалось. Теперь от геологов, как никогда, требовались выдержка, терпение, осмотрительность.

Двойная осмотрительность в выборе очередной точки. Ведь каждая новая пустая скважина может оказаться и последней: не утвердят план дальнейшей разведки, тем дело и кончится. И вот наконец штаб оренбургской геологии — начальник геологическо

го управления И. А. Шпильман, начальник геологического отдела по нефти и газу Г. В. Макаров, главный геолог по нефти и газу А. А. Воробьев, главный геолог экспедиции С. Д. Черепахин, заместитель начальника экспедиции А. А. Михайленко — утвердил стратегию нового поиска.

Тринадцатую забурили летом.

В разрезе скважина удивительно напоминает гигантскую пушку, жерло которой нацелено в глубь земли. Она начинается сразу же под ажурной сорокаметровой вышкой. Сначала идет кондуктор — внешний ствол грозного орудия. Его калибр самый крупный. Кондуктор уходит вглубь на 200 метров. Из земли высовывается наружу лишь массивная запорная аппаратура. Она должна выстоять перед чудовищным давлением газа, сжатого слоем толщиной в несколько километров. Из кондуктора выглядывает техническая колонна. Ее калибр чуточку поменьше, зато ее удается вдолбить в толщу земли до полукилометровой глубины. Далее идет эксплуатационная колонна. Она опускается еще глубже. Внутри эксплуатационной самая тонкая, лифтовая, колонна. Словно лифт, скользит она внутри ствола скважины, поднимая и опуская бур с победитовым долотом, укрепленным на самом ее конце. Без бура не обойтись. Это #он открывает путь в недра земли, все глубже, все глубже вгрызается в прочнейшие скальные породы. Но раз так, не вправе ли тот, кто создал этот вот бур, кто ковал и точил это долото, считать себя главным в охоте за газом? Об этом думал Иванов, когда об

5