Юный техник 1976-01, страница 9

Юный техник 1976-01, страница 9

лес и колодок быстро изнашиваются. На ТЭП-75 механический тормоз остается. Но в дополнение к нему разработан еще один. В случае экстренного торможения все тяговые двигатели тепловоза автоматически переводятся в генераторный режим. Они как бы отнимают кинетическую энергию поезда, превращая ее в электрическую, которая направляется на мощные реостаты, их витки, словно спираль электрической плитки, нагреваются. Тепло рассеивается. И тепловоз вместе с горячим воздухом как бы «выдыхает» скорость.

Я рассказал только о нескольких проблемах, которые удалось решить на нашем заводе. А теперь пора вернуться в день сегодняшний. Пошли в сборочный цех, посмотрим тепловозы, какие строим сейчас.

По асфальтированным заводским «улицам» мы быстро подошли к сборочному цеху. Отсюда начинали свой трудовой путь ТЭ-3 и ТЭП-60. И вот передо мной уже не модель, а настоящий ТЭП-70. С разрешения руководителя работ по вертикальной лестнице я поднялся в кабину. Прекрасный обзор на три стороны. Красивый пульт управления.

Удобные кресла. Я не мог отказать себе в удовольствии посидеть в одном из них, прикоснуться к рычагам управления.

— Хотите посмотреть моторный отсек? — спросил Юрий Васильевич.

Открылась торцевая дверь, и я переступил порог, куда запрещено входить пассажирам. Здесь царство прямоугольных ящиков, систем, агрегатов — не тех, что я видел на модели, а настоящих. В них вентиляторы, реостатный тормоз, глушитель. А в центре огромный дизель.

Незаметно пролетели три часа, которые смог выкроить для меня главный конструктор, но я все же задаю ему, кажется, уже последний вопрос:

— Так что же вас, Юрий Васильевич, увлекает в вашей работе?

— Скорость. Может быть, она заложена в нашей природе. Новые открытия, изобретения могут, конечно, отменить предыдущее. Так бывает, ТЭП-75 будет лучше своих старших братьев. Но разве на нем остановится мечта!

В. ЗАВОРОТОВ

ДАВНЫМ-ДАВНО

Щ Листая журналы столетней давности, я с удивлением прочитал о железнодорожных... Торпедо. Так назывались тогда небольшие баночки, заполненные взрывчатым веществом. С двух противоположных сторон к ней припаивались две оловянные полоски, которые удерживали банку на рельсе. Взрыв происходил, когда колеса локомотива нажимали на ударный состав в банке. Такие торпеды употреблялись на железных дорогах в США для подачи сигналов ночью или в туманную погоду, когда сигнальные фонари или флаги были бесполезны. Для извещения машинистов об угрожающей поезду опасности железнодорожные сторожа укладывали на рельсах обыкновенно по три банки. Торпеды срабатывали превосходно даже на малой скорости движения поезда.

А вот другое изобретение, которое, как сообщал германский технический журнал, начало применяться на одной из железных дорог. Речь пойдет о так называемых вагонных колесах из писчей бумаги. Считалось, что подобные колеса слишком дороги, но зато они легки и прочны и всеобщее их употребление задерживается только дороговизною. Изготовить их нужно из листов обыкновенной бумаги, спрессованных в плотную массу. Сначала массу обтачивали на токарном станке, а в ее центральное отверстие вдавливали стальное кольцо. До нас так и не дошли вести о том, смог ли хоть одик вагон выехать со станции.

7