Юный техник 1976-08, страница 17

Юный техник 1976-08, страница 17
АНТИМИРЫ

ВСТРЕЧАЮТСЯ В ЯДРЕ

Поначалу, когда стали известны элементарные частицы, казалось, что существует лишь несколько их сортов, из которых и складывается величайшее многообразие мира. Это выглядело логичным в глазах ученого, в этом просматривался привычный прием природы: используя скупой* набор элементов, бесконечно комбинировать их.

Однако простейших «кирпичиков» материи становилось все больше и больше. Они появлялись в ходе экспериментов, словно грибы после дождя! Фантазия природы кажется сейчас совершенно неисчерпаемой, а простота устройства материи — безнадежно затерявшейся в причудливом переплетении форм и связей в микромире.

Но порой смелые догадки, говорил Нильс Бор, самые безумные идеи позволяют заглянуть в чертежи этого неистощимого на выдумку «конструктора».

Чересчур «безумной» показалась сначала строгим критикам гипотеза группы физиков из Института теоретической и экспериментальной физики — доктора физико-математических наук профессора И. С. Шапиро и его учеников, молодых ученых Олега Далькаро-ва, Людмилы Богдановой и Бориса Кербикова.

АТОМ — НЕ АТОМ, ЯДРО — НЕ ЯДРО?

Идея была такова: некоторые элементарные частицы, природа которых казалась необъяснимой, могут состоять из нуклонов и ...антинуклонов! Частица и античастица, встретившись в одной из

точек пространства, вместо того, чтобы немедленно аннигилировать, образуют связанный микрообъект.

Строго говоря, из нуклонов и антинуклонов образуются ие обычные ядра, а «как бы ядра» (физики их так и называют — «квазиядра»). Чем-то они похожи на ядра, а в некоторых случаях ведут себя как частицы.

«Как же может существовать ядро, собранное из антиподов, не терпящих близкого соседства? Ведь частицы находятся в ядре на чрезвычайно малом расстоянии, поэтому мгновенно произойдет аннигиляция — ядро взорвется, не успев родиться!» — таковы были аргументы противников новой гипотезы.

Однако в рассуждениях теоретиков была своя логика, подкрепленная известными законами квантовой механики. Если частицы с зарядами разных знаков могут образовать стабильную систему, то почему бы это не сделать частицам-антиподам? Ведь у них тоже разноименные заряды, а для электромагнитных сил важен именно заряд. Все остальное их не касается. Из обычных частиц эти силы строят обычные атомы, а из частиц и античастиц могли бы построить нечто подобное — своеобразные квазиатомы.

Так было задано направление новых поисков, и они увенчались успехом. Сначала экспериментаторы открыли позитроний — самый легкий квазиатом, в котором роль ядра играет антипод электрона — позитрон. Живет такой атом ничтожно мало по нашим меркам — всего 10—7 с, но для микромира это целая вечность. Связанные

15