Юный техник 1976-08, страница 14

Юный техник 1976-08, страница 14

ны заскользила над открытым багажником. — Вот бак с водой. Отсюда насосом вода подается в реактор, где через форсунки орошает активное вещество — катализатор. Катализатор бурно реагирует с водой, окисляется, при этом выделяется водород, а дальше все как в карбюраторном двигателе. Только с воздухом смешивается не бензин, а водород, и эта смесь подается в цилиндры. Хотя мы и стали «кормить» двигатель другой пищей, ничего не изменилось. «Москвич» остался таким же быстроходным.

— Все так просто! Почему бы уже сейчас не запустить новый двигатель в серию? — спросил я.

— Это внешняя простота, и лишь кажется, что особых трудностей не было и нет. Все было как раз наоборот. Каждую деталь приходилось переделывать десятки раз. Вот, скажем, реактор. Известно, что впервые с необычайной способностью водорода проникать сквозь плотные стенки резервуара столкнулись дирижабле-строители. Но утечка горючего — это полбеды. Выяснилось, что в атмосфере сжатого водорода усиливались коррозионные свойства катализатора. Стенки баков быстро разрушались, словно внутри находилась серная кислота. Исследовались алюминиевые сплавы, углеродистые стали, титан — все они оказались проницаемыми для молекул легчайшего газа. Искали долго и все же нашли нужный сплав. Изготовленный из него бак гарантирует надежную работу системы в . течение десятков лет. Или вот другая проблема. Вы знаете главный недостаток водорода — его взрывоопаеность. Ведь если в реактор воды попадет больше нормы, произойдет выброс водорода, образуется гремучая смесь и от малейшей искры неизбежен взрыв. Пришлось создать высоконадежный поршневой насос. Он подает в реактор воды ровно столько, сколько требуется для работы мотора. Но и эта си

стема сегодня нас уже не устраивает. Новый вариант выглядит так. В реактор одновременно подаются вода и катализатор в количестве, зависящем от требуемой мощности мотора. Скоростью реакции управляет водитель, нажимая на педаль.

Водород — первоклассное горючее. Он загорается быстрее, чем бензин, а это приводит к преждевременному 'воспламенению его в камере сгорания. Отсюда — повышенный шум двигателя, быстрый износ деталей и, как следствие, снижение мощности. Мы усовершенствовали систему зажигания. Теперь искра между электродами возникает с некоторым запаздыванием, то есть тогда, когда поршень уже миновал верхнюю мертвую точку. Я перечислила решенные проблемы. Но двигатель ставит новые загадки, на которые нужно найти правильный ответ. Лишь решив их на опытном образце, можно говорить о производстве нового двигателя.

Сегодня обычный рабочий день автомобиля.

Я вижу, как за руль садится водитель-испытатель. Привычным движением включает двигатель. Я замечаю, что водитель предельно напряжен. Обострены зрение, слух. Кажется, все заранее известно, все механизмы по отдельности испытаны, проверены и должны нормально действовать... Но всякое может случиться.

Ворота экспериментальных мастерских распахнулись, машина выехала на магистраль. Нет привычного запаха выхлопных газов. Лишь облачко белого пара. Но это всего лишь вода. Вот ради того, чтобы воздух в наших городах, несмотря на обилие автомобилей, стал таким же чистым, как во времена колясок, карет и дилижансов, и работают в Харькове над созданием, нет, теперь уже усовершенствованием нового двигателя.

Рис. В. РОДИНА

12