Техника - молодёжи 1998-08, страница 38

Техника - молодёжи 1998-08, страница 38

Техника__L технопарк

топодежи i «восток»

ВЕЛОСИПЕД ПОКРУЧЕ БОМБЫ

О чем думает большинство из нас, слыша крылатую фразу: «Не надо изобретать велосипед»? Скорее всего о том, что на эту тему сказано и написано более чем предостаточно, и пытаться внести здесь что-либо свое, новое — безнадежное дело. Тем не менее кандидат физико-математических наук Ю.А.Макаров убеждеет нас в обратном.

— Юрий Алексеевич, с чего это вы занялись машиной, которой насчитывается более века и которая усовершенствована если не до идеала, то уж, во всяком случае, до оптимума?

— Пусть это звучит пафосно, но я решил оставить след в технике наперекор широко известной истине.

— Почему же стали изобретать не по специальности? Ведь, судя по всему, ядерщиком вы стали не случайно?

— Как раз наоборот — именно случайно. В 1955 г. я заканчивал саратовский авиационный техникум...

— Что напротив военно-воздушного училища Юрия Гагарина?

— ..Да. Кстати, мы с ним почти одногодки и были даже соперниками — ухаживали за одной девушкой.

Так вот, тогда создавалась Москва-300 (впоследствии известная как Арзамас-16, ныне же — Федеральный ядерный центр), а вы знаете — в учебных заведениях применялась практика отбора наиболее перспективных учащихся. Я попал в их число и был приглашен в эту самую горьковскую «Москву», где стал работать конструктором, занимаясь атомными и водородными бомбами. Но чертить и конструировать мне было не интересно, и я перешел в экспериментальный отдел. Одновременно учась в МИФИ, работал в исследовательской лаборатории с такими выдающимися учеными, как Сахаров, Зельдович, Негин. Ей я отдал 13 лет. После переезда в Москву стал сотрудником ВНИИ оптико-физических измерений, где защитил диссертацию.

— И заодно вас озарила идея модернизации велосипеда?

— Не тогда. Это случилось много позже, в начале злополучных 90-х, когда я оказался безработным, попав под сокращение. Стало много свободного времени. Достал книгу «Алгоритмы изобретений», прочитал и тщательно проанализировал все ее аспекты, надеясь заняться чем-то достойным. Тут-то и родилась идея.

— И вы стали воплощать ее: проводить расчеты, строить чертежи—

— Опять-таки не угадали, я пошел своим путем. Макетно-экспериментальное моделирование — вот от чего я отталкивался, разбирая разнообразные конструкции велосипедов и собирая их заново, чтобы в конце концов получить машину, которая едет прямо, в какую бы сторону не крутили педали (фото 1).

— А что — разве вращение педалями туда-сюда более эффективно?

— Такова природа биомеханического альянса «человек—машина». Крутишь вперед — нагружается одна группа мышц, за-действуется правое полушарие мозга; при вращении же назад происходит мышечная перегруппировка и переключение на левое полушарие. Причем при ровной дороге вращение назад предпочтительней.

Приведу наглядный пример: когда маленького ребенка впервые сажают на велосипед, он, как ни парадоксально, начинает крутить педали именно назад. То есть природа дает о себе знать, ее не обманешь. К тому же езда на моем велосипеде не только облегчается, но и служит средством

для лечения различных недугов.

— ???

— Да-да, вы не ослышались. Благодаря

последовательному переключению полушарий, полностью задействуются так называемые статочные нейроны, отвечающие за координацию движений и вестибулярный аппарат вообще. А постоянная инициация их — своеобразный массаж мозга — благотворна и особенно показана больным церебральным параличом (фото 2).

— Почему же раньше не создали механизм, движущий машину вперед, независимо от вращения педапей?

— Ваша кинематическая схема стала первой и последней?

— Нет, у меня два запатентованных механизма. В первом варианте, как вы заметили, добавлена вторая цепь (фсто 3), а в последнем — цепь уже одна, представляющая собой своеобразный лист Мебиуса (фото 4).

— Вы предлагали свое детище производителям велосипедов?

— Попытки были. Посылал письма на та-

— Такое техническое решение найти весьма непросто; оно, пожалуй, покруче иного компоновочного узла атомной бомбы будет.

— Добавляя лишнюю цепь, вы разве не увеличиваете нагрузку?

— Но ведь именно цепная передача обеспечивает максимальный КПД, ктомуже я конструктивно оптимизировал систему. Кстати, подчеркну: крутя педали вперед, вы напрягаете грудную клетку и затрачиваете много энергии для перехода мертвых точек кривошипно-шатунного механизма. При вращении же назад грудь расправляется, рычаг воздействия на педальувели-чивается на длину стопы велосипедиста, и силы надо прикладывать меньше. Чтобы «выровнять» езду, я сделал коробку скоростей, автоматически учитывающую это обстоятельство.

кие гиганты, как пермский, харьковский, саранский и пензенский велозаводы, и получал один и тот же ответ: «Такого не может быть». А признало новинку небольшое ЗАО «Ижевские велосипеды», которое даже изготовило две экспериментальные модели, имевшие успех на ряде выставок.

— И каков в же ваша цель на ближайшее будущее?

— Удержать российский приоритет и наладить массовый выпуск лечебно-комфортабельных велосипедов. Впрочем, в Ижевске уже подготовлено их производство, но все упирается в финансирование. Кто поможет — возьмем в долю. □

Интервью Юрия ЕГОРОВА и Инны КОВАЛЕНКО

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 898

Ш1--Ш