Юный техник 1976-09, страница 73Твой наставник МАСТЕР ИЗ ДУШАНБЕ Давным-давно жил на древней земле Согдианы акын по имени Барбед. Слава о нем и сделанном им музыкальном инструменте по названию «барбад» шла далеко по всей Туранской низменности. Он извлекал из струн волшебные звуки и пел. В те далекие времена акынам не сиделось на месте: хотелось показать свое искусство в чужеземных краях, помериться силами с другими. Друзья посоветовали Барбеду отправиться в Персию, предстать перед шахин-ша-хом Хосровом Парвизом. Но приближенные шахин-шаха, прослышав о приближении Барбеда, велели страже не пускать акына во дворец. Тогда дворцовый садовник, сам большой любитель музыки, придумал хитроумный план, как добраться до шаха. Росла в дворцовом саду огромная чинара, под ней и любил пировать владыка. И вот однажды, когда шах и его гости успели уже насладиться винами и яствами, откуда-то сверху, с ветвей донеслась чудесная музыка. Шах замер в восхищении. И тогда Бар-бед спустился с дерева и предстал перед повелителем. Шах сделал его главным придворным певцом. А дальше судьба Барбеда, как рассказывает легенда, сложилась трагично. Когда сын Хосрова занял его трон, он приказал казнить отца и расправиться с его акыном: Барбеду отрубили пальцы рук, а его инструмент, чудесный барбад, разбили о камни. И никто не мог сделать такой же: не было у Барбеда учеников... Шли века. След многих народных музыкальных инструментов остался только в памятниках литературы. Еще каких-нибудь двадцать лет назад национальные инструменты народов Востока выпускала лишь одна фирма в Индии. А теперь есть на земле еще один адрес, где делают их: Таджикская станция юных техников. Там не только мастерят современные — воссоздают забытые, старинные. Занимаются этим Мамадали Юсуповым Халиков и его ученики — мальчишки, овладевшие лод его руководством секретами старинных мастеров. Мамадали Юсупович совсем не собирался стать вот таким мастером — усто, как называют их в Таджикистане. Все было иначе... ...В 1920 году маленький узбекский мальчик Мамадали одним из первых в Самарканде переступил порог школы: в чалме, в мягких сапожках «муки», в халате «бильбок». Было трудно учиться. Кроме того, семья осиротела — умер отец. Учительница Вера Прокопьевна часто брала мальчика к себе домой: кормила, сшила костюм. В доме у Веры Про-копьевны был рояль. Мамад любил подбирать звуки, повторял их голосом, получалось хорошо. Так он начал заниматься музыкой. Выучился играть на мандолине, позднее организовал в школе струнный оркестр. Мамадали Халиков * со своим инстру- * ментом. |