Юный техник 1976-09, страница 75

Юный техник 1976-09, страница 75

дут свивать струны для этих инструментов...»

Так получил Мамадали первый урок усто Таира.

Сколько раз он повторял потом эти слова своим ученикам!

Начались дни и месяцы учения. Мальчики из музыкальной школы и сам Халиков учились у старого Бухори его редкому искусству. Через год Халиков сделал свой первый инструмент — дутор. Усто Таир взял его в руки, тронул струны, послушал.

— Ну что же, неплохо. Ты взял за основу тутовник. А ведь еще можно использовать чинару, грецкий орех, грушу...

И настал день, когда учитель сказал:

— Больше мне нечему тебя учить.

Когда почтенный Бухори покидал Душанбе, в благодарность ученики сделали ему самый дорогой для него подарок — шесть кубометров тутовника.

И вот Мамадали Халиков стал самостоятельно делать народные музыкальные инструменты. Но он в отличие от древнего мастера Барбеда создал целую школу своих учеников и последователей. Одновременно он обучал ребят игре на сделанных ими музыкальных инструментах. Он учил их кропотливо собирать крупинки истории. Ученики помогали своему учителю искать в литературных источниках средних веков (гравюр, к сожалению, не нашлось) сведения о заинтересовавшем их инструменте. Установив, например, что это был струннр-щипковый инструмент с плекто-ром, делали- до сотни предположительных чертежей, из которых в конечном счете выбрали один. Так родился у них «барбад-инав» — «новый барбад».

Одна лишь фраза, прочитанная однажды: «Рудаки взял руд и запел...» — дала толчок к воссозданию этого инструмента. И вот появляется «руд-инав». (Кстати, именно за этот инструмент Тад

жикская станция юных техников получила диплом I степени ВДНХ.)

Свой отпуск М. Халиков обычно проводит в экспедициях, чаще всего с ребятами: разыскивает старинные инструменты, заготавливает материалы.

Как-то летом в одной из экспедиций на берегу Вахша ловил кто-то из ребят рыбу. Ловил как здесь принято: леску привязал к воткнутому в берег колу. Кол ходуном ходит! Ну и рыбища должна быть! Действительно, попался огромный сом, килограммов на шесть, если не больше... И тут кому-то пришла мысль: а что, если использовать блестящую кожу сома для обтягивания деки инструмента? Так и стали делать, и звуки сделались богаче, ярче.

Немало забот причиняла и сушка заготовок. Ведь нужно добиться 96% усушки! Ученики Халико-ва, загорая у реки, случайно нашли хороший способ: сушить заготовки в горячем прибрежном песке...

Немало искусства требуется и для внешнего оформления инструмента — инкрустации, орнамента. В лаборатории ребята и их учитель придумывают и осваивают новые способы красочной заливки, например для памирского тамбура. Один из учеников М. Ха-ликова, Рузи Гусейнов, стал хорошим мастером этого дела.

Музыкальные инструменты из лаборатории Мамадали Юсупо-вича не музейные экспонаты, хотя многие из них побывали на выставках, в том числе на международных. На них играют артисты, с ними выступают ансамбли. И часто случается так, что конферансье с эстрады объявляет:

— А сейчас выступит ансамбль народных инструментов со станции юных техников...

И на сцену выходят мастер Мамадали и его ученики...

Юрий ХАЗАНОВ

72