Юный техник 1976-09, страница 9

Юный техник 1976-09, страница 9

иттрия — редкоземельного элемента. А ее можно получить при производстве... фосфорных удобрений из апатитов и фосфоритов по методу, разработанному в Научно-исследовательском институте удобрений и инсектофунгецидов. Самое обычное удобрение для полей оказалось сырьем комплексным: пусть бедной, но все же «рудой» редких земель.

К сожалению, ни одно из современных металлургических предприятий пока не обходится без отходов. А что, если попробовать извлечь и из них остатки металлов, так или иначе потерянных в основном производстве? В стоках металлургических заводов нередко содержатся водорастворимые соединения цветных, а иногда и драгоценных металлов. Лишь на одном Балхашском горно-металлургическом комбинате благодаря очистке сточных вод добывают дополнительно сотни тонн меди и десятки тонн мышьяка в год. Кроме того, очистка стоков — еще один шаг в деле защиты окружающей нас природы.

Технологи свинцовоплавилыюго завода Бинзфельдхаммер в ФРГ предложили оригинальный метод доизвлечения частиц свинца, механически унесенных шлаком. Отвальные шлаки расплавляют в электропечи и направляют в центрифугу. Жидкие частички металла под воздействием сверхкосмических перегрузок собираются во внешней части центрифуги и таким образом отделяются от шлака. Если очень постараться, то даже из обыкновенного дыма можно извлечь... ванадий и никель. Японские металлурги запатентовали способ выделения этих металлов из дыма, образующегося при сгорании тяжелых нефтепродуктов.

В последние годы ученые и инженеры разработали технологию, которая не имеет отходов. На Маднеульском горно-обогати-тельном комбинате в Грузии ежегодно остается около одного мил

лиона тонн породы, состоящей почти из чистого кремнезема. Специалисты комбината совместно с учеными Кавказского института минерального сырья нашли способ перерабатывать ее в строительные материалы и даже в стекло. Все добытое в земле используется теперь на 100%.

РУДА В РАСТВОРЕ

Длительное время из моря добывали в промышленных масштабах лишь некоторые соли, но ведь морская вода — это готовый технологический раствор. В США из нее добывают магний, несмотря на то, что его концентрация в воде в десятки раз меньше, чем в обычных рудах.

О наличии золота в морской воде узнали во второй половине XIX века, и с тех пор выдано около сотни патентов на его извлечение. По одному из проектов француз Е. Баур собирался добывать золото с помощью опилок. Он предложил построить гигантский желоб площадью 1 км2 и прокачивать через него 8 млн. м3 морской воды в сутки. По его расчетам, это позволило бы добывать из моря около 9 тыс. кг золота в год. Предприятие обещало быть весьма выгодным. Но Баур ошибся, завысив во много раз концентрацию золота в воде. И проект остался на бумаге.

По современным оценкам, в водах Мирового океана растворено около 10 млн. т золота, хотя концентрация его ничтожна — тысячные доли миллиграмма в одном кубометре. И если бы Баур все-таки рискнул осуществить свой проект, то даже при условии полного извлечения золота из океанской воды за сутки набралось бы на одну-две монеты.

А вот уран уже добывается из моря, правда, пока в небольших количествах. Его добыча оказалась более простым делом. Особенно в урановых морских разработках заинтересованы страны, не

7