Юный техник 1976-11, страница 27

Юный техник 1976-11, страница 27

и дорого. Одна калория холода обходится в 15 раз дороже, чем калория тепла.

И все же ученые упорно стремятся достичь самых низких температур. Соревноваться с природой побуждает ученых не только любознательность и извечное желание преодолеть границы возможного. Ведь для ученых космический холод стал незаменимым инструментом исследований вещества, а инженеры связывают с холодом надежды на коренные преобразования во многих отраслях техники.

Заповедный «уголок Плутона» находится в криогенном корпусе института, напоминающем своими размерами и внешним видом заводской цех. Здесь в лабиринтах мощных машин газы превращаются в жидкость, прозрачную, как дистиллированная вода, голубую, словно даль весеннего неба. Исследователь капнул мне гелием на ладонь: гелий моментально закипел и исчез настолько быстро, что я даже не ощутил прикосновения космического холода.

Когда-нибудь ученые будут экспериментировать со сверхнизкими температурами, приготовленными природой, а пока харьковские физики ежедневно получают из криогенного корпуса сосуды с жидким гелием.

В лабораторию, которой руководит кандидат технических наук Владимир Илличев, я зашел, когда поступила очередная порция «холода». Его потребляет низкотемпературный копер — установка для исследования материалов при низких температурах. Испытания образцов на удар дают ценную информацию о том, как будет работать материал в Якутии, Антарктиде или в космосе.

Впрочем, исследования харьковских ученых могут быть полезны и в разработке установок, действующих при самых обычных и даже высоких температурах.

Мощные турбогенераторы тепловых электростанций выгоднее обычных, но ведь и у них еще велики потери электроэнергии.

Разумеется, инженеры и конструкторы стараются свести потери к минимуму. К сожалению, их усилия не всегда приносят желанные результаты: в эволюции некоторых машин, очевидно, есть своя практическая точка, подобная той, на которой остановились ископаемые ящеры накануне своего исчезновения с арены жизни. Специалисты считают, что спасти гигантов энергетики от вымирания способно не постепенное усовершенствование конструкции, а качественно новый принцип — сверхпроводимость.

Весомый вклад в решение этой проблемы внес академик АН УССР Александр Погорелов, известный в научном мире как математик, геометр, разрабатывающий некоторые теоретические вопросы механики. Возможно, именно непричастность к криогенной технике и натолкнула его на неожиданное решение. Чтобы сделать электромагнит сверхпроводящим, оказывается, совсем необязательно охлаждать его ротор или статор. Достаточно увеличить зазор между ними и поставить туда криостат, напоминающий в разрезе бублик. Заполненный жидким гелием, он охлаждает сверхпроводящую катушку. Этот элемент призван коренным образом модернизировать гигантов энергетики, дать конструкторам возможность наращивать мощности без увеличения габаритов и потерь электроэнергии. Воспользовавшись идеей Погоре-лова, сотрудники Физико-технического института низких температур создали опытную модель нового генератора. Такие установки будут внедрены в производство уже в десятой пятилетке.

В соседней лаборатории занимаются исследованием других