Юный техник 1976-11, страница 37

Юный техник 1976-11, страница 37

Однажды Ивана Ивановича Пол-зунова спросили, какой зазор между поршнем и цилиндром в изобретенной им паровой машине. «Между стенками свободно входит мизинец», — ответил изобретатель. По ныне действующим стандартам зазор в поршневой паре двигателя должен составлять около 10 микрометров — толщину человеческого волоса.

НАЧАЛО ВСЕХ НАЧАЛ

«Наука начинается с тех пор, как начинают измерять. Точная наука немыслима без меры» — эта мысль Дмитрия Ивановича Менделеева о громадной важности метрологии находит теперь убедительное подтверждение не только в лаборатории ученого, но и в конструкторском бюро, и на рабочем месте токаря, слесаря, фрезеровщика. Недавно мне довелось побывать во Всесоюзном научно-исследовательском институте метрологии имени Д. И. Менделеева, где хранится большинство государственных эталонов основных физических единиц. Много любопытного рассказал мне начальник одной из лабораторий кандидат технических наук Леонид Карлович Каяк.

Сейчас у нас в стране и за рубежом высоко ценятся станки Каунасского завода имени Ф. Э. Дзержинского. Любая продукция — плод коллективного труда специалистов различных профессий, значит, подобрались там знающие свое дело люди, которые дорожат честью заводской марки. Это, безусловно, так. Но есть на каунасском заводе и одна примечательная особенность. Она начинается с проектирования. В штампах чертежей вновь разрабатываемых станков недавно появилась еще одна строка. Вместе с конструктором, технологом и металлургом ставит свою подпись и метролог. Что же нового вносит его под

пись в существовавший до сих пор порядок? Задавая размеры деталей и допуски, конструкторы раньше не учитывали, какими приборами, с какой точностью будут измерять их на рабочем месте. И если инструмента или приборов соответствующего класса под рукой не оказывалось, измеряли чем придется. А ведь метрологию не случайно называют «глазами промышленности», измерять чем попало все равно, что работать с завязанными глазами. Деталей высокой точности тут уж ждать нечего. Теперь, когда метролог ставит свою подпись на чертеже, он, конечно, позаботится о том, чтобы измерения производились по всем правилам. Значит, деталь получится в точном соответствии с чертежом. Участие метрологов в проектировании дает исключительный эффект, опыт каунасских станкостроителей перенимается другими предприятиями страны.

В беседе со мной Леонид Карлович неоднократно подчеркивал, что в последние годы, когда качество продукции стало главной заботой нашей промышленности, растет спрос на точные измерения. Конечно, это не касается метра, используемого продавцами в магазине тканей, или скобы, которой измеряют диаметр деревьев, чтобы подсчитать запасы леса, —• ее точность 1 мм и вряд ли когда потребуется большая. Но вот для станков, на которых изготавливаются зубчатые колеса, даже в тысячу раз меньшая погрешность недопустима. Подобные прецизионные станки обеспечиваются образцовыми и особо точными мерами длины. В прошлом году за разработку и внедрение в производство таких мер группе специалистов, в том числе и Леониду Карловичу, была присуждена Государственная премия СССР.

Сделать очень точную меру длины чрезвычайно сложно. Изменилась температура хотя бы

3*

35