Юный техник 1977-02, страница 66

Юный техник 1977-02, страница 66

шал меня, машинально пробуя большим пальцем лезвие стамески. Потом сказал:

— Мне жалко тех, кто не умеет работать руками. Это не лучше, чем быть глухим к музыке или не читать книг. Но мы стали охотно прощать пухлые белые руки. Нет, человек должен уметь делать телеги.

Опять телеги! Я попал в затруднительное положение. С одной стороны, спрос на них скоро будет равен нулю. С другой — не скажешь же этого мастеру, который пятьдесят лет строил телеги.

Но Бояджиев словно прочитал мои мысли:

— Я не сказал, что человек должен делать телеги. Я сказал — человек должен уметь делать телеги. Это разные вещи. Тот, кто может построить телегу, умеет все.

В этих словах не прозвучало ни нотки бахвальства. Видимо, потому, что сам Бояджиез действительно умеет все.

Сорок лет назад он сделал мебель для своего дома. Шкафы, столы, стулья, кровати. Мебель эта простоит еще четыре раза по сорок и, наверное, так и не начнет скрипеть, вздыхать, трещать и разваливаться. Делалось это великолепие не только для себя, но и для детей, внуков, правнуков, праправнуков. Изменится мода? Да, но изменение коснется только стандартных, безликих гарнитуров. Произведения искусства будут в моде всегда.

Другая работа Бояджиева уместилась на моей ладони. Это обыкновенное яйцо — вернее, пу-

Национальный колорит Етыра чувствуется и в ностюме нузнеца, и в архитектуре домов, н в ковровых узорах.

стая яичная скорлупа, к которой прикована аккуратная маленькая подковка. Ни единой трещинки. На мое хоть и банальное, но не лишенное резона замечание, что сделать это было, наверно, чрезвычайно трудно, мастер ответил шуткой: «Самое трудное в этой работе — высосать яйцо через крохотное отверстие».

Теперь совершенно ясно, что Бояджиев не останется без дела и тогда, когда его телеги никому не будут нужны. И все же задаю еще один вопрос:

— А если человек решил посвятить себя умственной деятельности?

— Я убежден, что и сейчас в любой профессии, даже самой что ни на есть умственной, руки — большие и надежные помощники. Но не в этом дело. Есть одна профессия, которая и через столетия потребует умения делать все.

— Какая?

— Мужчина в доме.

ЕГО РАЗМЫШЛЕНИЯ

— Вот вы рассказывали о парне, который не знал, что такое напильник. Ему в школе наверняка показали напильник, а может, дали даже чуточку поработать им. Но он прошел напильник и забыл его, как люди без математических способностей проходят, скажем, логарифмы и тут же забывают, как они выглядят. Но разница есть! Можно простить мужчине незнание логарифмов, но неумение работать руками простить нельзя. Только не приписывайте мне эту мысль — она принадлежит народной мудрости. Я очень люблю одну сказку. Добрый, справедливый и мужественный царь полюбил простую девушку и посватался к ней. «А что ты умеешь делать?» — спросила девушка. «Править страной, защищать ее от врагов, судить, миловать». — «Нет, я не о том спрашиваю. Что ты умеешь делать рука-

63