Юный техник 1977-03, страница 50

Юный техник 1977-03, страница 50

левеет участок поверхности в перспективе. Слоено рисунок железнодорожных рельсов, уходящих вдаль. На переднем плане они показаны крупно, а на задних — все мельче и мельче. Будто нарисованы рельсы в разном масштабе. Таков и перспективный снимок с самолета.

Между тем геодезистам и топографам нужны планы ортогональные, на которых все участки изображения имеют одинаковый масштаб. Получить такие фотографии с самолета невозможно, все аэрофотоснимки необходимо преобразовывать. Дело это сложное, долгое и дорогое. Начинается оно с полевых работ — не обойтись без геодезиста-ходока! Он выезжает в нужный район, имея при себе его фотопортреты. Там он ищет общие точки: вот каменный забор, и вот он на снимке, вот перекресток дороги, и вот он заснят, вот опушка леса... После полевых изысканий начинается камеральная обработка. Готовый план появляется через несколько лет.

Практически не имеют перспективных искажений снимки из космоса. Съемка с больших высот дает почти готовый план территории, только в виде фотографии. Масштаб у нее, конечно, мелкий. Но его можно увеличить в 10 раз без потери качества.

Не скрыт ли здесь намек, что классические геодезия, топография, аэрофотосъемка приближаются к пенсионному возрасту? Тем более что их к тому же подталкивает новая область знаний — космическая геодезия.

Геодезисты всегда стремились поднять как можно выше визирную цель. Тогда можно шагать большими шагами — строить триангуляционные треугольники с более длинными сторонами. Сделать это обычным способом было невозможно — пункты оказывались за пределами прямой видимости.

И вот спутники — это те же визирные цели! Геодезисты мгновенно направили на них свои приборы. Они могли их фотографировать в окружении звезд и по этим групповым портретам устанавливать координаты фотографирования и расстояния между ними. В этом у них был уже накоплен большой опыт. Только теперь изменились масштабы, и как изменились! Космическая геодезия оказалась способной определять расстояния между любыми точками земной поверхности, как бы далеко ни отстояли они друг от друга.

Космическая геодезия позволила геодезистам осуществить свою давнюю мечту — построить глобальную геодезическую сеть. Действительно, об этом раньше можно было только мечтать — через океаны не перешагнешь... Все построения на земной поверхности возникали в пределах одного государства, в лучшем случае нескольких стран. Теперь отпали принципиальные препятствия к тому, чтобы поставить один геодезический пункт в Африке, а другой в Южной Америке и связать их одной системой координат.

Я видел однажды фотографию центральной «площади» поселка Мирный. На ней столб с самодельными указателями: до Москвы столько-то тысяч километров, до Парижа — столько-то и т. д. Так вот, скоро можно будет — уже не в шутку! — повесить на этот столб, если он сохранится, новые указатели: расстояние до любого города Земли обозначат на них с точностью до сантиметров!

Итак, нужны ли теперь наземные работы? Конечно. Земля навсегда останется хранительницей координат. Под каждой геодезической вышкой скрыт в земле бетонный куб или цилиндр, а в нем — металлический кружок с точкой посередине. Вышку мо

4 «Юный техник» М» 3

49