Юный техник 1977-03, страница 49

Юный техник 1977-03, страница 49

чала это были только географические карты, со временем планы земель становились все более хозяйственными, а затем превратились в инженерные. Геодезические работы необходимы для изыскания, проектирования и строительства гидротехнических сооружений и промышленных предприятий, ирригационных и судоходных каналов, наземных и подземных путей сообщения, городов и поселков.

Поэтому геодезиста можно встретить в любом месте нашей страны: в крупном городе и там, где только начинают строить. И всегда у него через плечо полевая сумка, в руке — поблескивающий голубой оптикой прибор, а рядом — помощник с высокой рейкой в руках. Вы увидите, что эти люди успели загореть быстрее других, а если встреча с ними произойдет зимой, то обратите внимание на их добротные полушубки и уже забытые горожанами валенки.

Родные братья геодезистов — топографы. На основе геодезических измерений они строят топографические карты. Топографию раньше так и называли — «низшая геодезия». Не потому, что это было болёе простое занятие, а потому, что топография шла следом, использовала уже полученные геодезией точные данные, опиралась на ее измерения.

До революции только пятая часть территории нашей страны была описана картами. Причем только десятая часть из них годилась для проведения некоторых инженерных расчетов. Эти карты охватывали в основном пограничные районы, где могли развернуться военные действия. Скажем, Ферганскую долину военные топографы сняли лучше, чем какие-либо долины в европейской части страны. Сибирь инженерная съемка прошивала ниточкой Транссибирской магистрали. Кроме того, были ото

бражены на картах реки. Хатангу, реку не меньше Дона, снял один топограф в течение одной зимы. Он ехал по замерзшей реке на оленях и с помощью секундомера определял скорость движения. Так он узнал длину реки, а притоки нанес по рассказам проводника.

Ученые в первые годы Советской власти подсчитали: для проведения съемки всей территории СССР в масштабе 1:100 000 потребуется 83 года — при условии, что для этого мобилизуют все силы. Чтобы ускорить съемочные работы и уложиться в 15—20 лет, нужно привлечь чуть ли не все население страны.

Стало ясно: традиционные наземные методы принципиально устарели. Требовался иной подход.

Между тем новый метод сам просился в руки. В 20-е годы в воздух стали подниматься легкомоторные самолеты. Те специалисты, которым повезло оказаться на их борту, с изумлением смотрели вниз: какие возможности для изучения Земли открывал вид сверху! Но быстрее других оценили перспективы наблюдений сверху составители земных планов: геодезисты, топографы, картографы... Аэрофотосъемка наглядно демонстрировала свое преимущество перед классическими методами, которое особенно должно было проявиться на громадной территории Советского Союза.

В 1925 году начались аэрофото* съемочные работы.

На собственно фотографирование Земли уходит не более 10% затрат труда и стоимости. За один полет снимают десятки тысяч квадратных километров! Но весь остальной процесс — превращение воздушного снимка в строгий чертеж — требует труда и времени вдесятеро больше.

Объектив на самолете запечат-

4S