Юный техник 1977-04, страница 25

Юный техник 1977-04, страница 25

«Резина представляет собой настолько сложное и непонятное вещество, что даже господь бог ничего о ней не знает». Так в шутку высказался выдающийся немецкий ученый Александр Гумбольдт еще в 40-х годах прошлого века, когда вулканизация, благодаря .которой каучук превращается в резину, была только открыта. Но вот что парадоксально. Прошло целое столетие, ученые сумели разработать десятки разновидностей искусственного «каучука, изделия из резины широко проникли в науку, технику, -быт, а механизм вулканизации все еще оставался тайной за семью печатями. Лишь в -последние 30—40 лет этот таинственный процесс, с которого начинается история современных полимеров, стал понемногу .проясняться.

Со временем, казалось бы, давно известная резина приобретала все новые и новые свойства. И вот недавно сотрудники Науч-но-исследовательского института резиновой промышленности — доктора химических наук А. Донцов, А. Кузьминский и кандидат химических наук Л. Любчанская в содружестве с ленинградскими учеными из Всесоюзного научно-исследовательского института синтетического каучука открыли в этой старой области химии такое, что можно поставить в один ряд с самим появлением резины.

— Вам, пожалуй, надо побывать на опытном заводе и увидеть все своими глазами, — сказал один из руководителей работы, Анатолий Андреевич Донцов, и, обращаясь к Лии Израилевне Любчанской, добавил: — Может быть, вы проведете нашего гостя по цехам?

Спустя две минуты мы входили в цех. Хотя раньше мне не доводилось бывать на резиновых заводах, я почему-то представлял себе, что в цехах обязательно должны стоять огромные чаны, в которых, подобно тесту, приготовляется резиновая смесь. Спра

ва у стены я заметил стойку с ячейками, из них торчали синие, коричневые и желтоватые бруски, как потом выяснилось, каучука. Всю середину цеха занимали массивные машины, сверкавшие блестящими металлическими цилиндрами-валками. Рабочие столы у станков были сплошь заставлены железными противнями, заполненными кусками каучука, пакетами и бумажными стаканчиками с какими-то порошками.

— По рецептам химиков здесь изготавливают экспериментальные сорта резины, — пояснила Лия Израилевна. — На каждом противне свой, особый состав, так сказать, резина в разобранном виде. Обратите внимание, сколько веществ разложено на противнях — больше десятка. -Превратить их в какое-либо изделие на первый взгляд не представляет труда. Нужно все тщательно перемешать, заполнить получившейся массой форму и отправить в вулканизационную камеру. Там при температуре около 150 градусов протекают химические реакции, благодаря которым разнородные вещества превращаются в прочный эластичный материал.

Меня заинтересовало, как же порошок перемешивают с твердым и пружинистым каучуком. «Наверное, каучук разрезают на очень мелкие кусочки», — мелькнула мысль. Но когда мы подошли к одной из машин поближе, то я увидел, что ошибся. Рабочий взял из противня кусок каучука и пропустил его между нагретыми и вращающимися навстречу друг другу валками, брусок принял форму листа. Затем он высыпал на лист содержимое одного пакета, свернул лист, словно блинчик с мясом, и снова пропустил через вальцы. Пока мы стояли у станка, эта операция все повторялась и повторялась.

— С научной точки зрения процесс вальцевания объясняется следующим образом. Каучук состоит из длинных перепутанных

23