Юный техник 1977-04, страница 28

Юный техник 1977-04, страница 28

Годы и события

В 1926 году Советское правительство объявило международный конкурс на разработку технологии производства искусственного каучука. Конкурс завершился замечательным успехом советских химиков. Группа ученых, возглавляемых академиком С. Лебедевым, предложила способ производства каучука из спирта. Первое время спирт получали из картофеля. Затем картофель заменили древесиной. Таким образом, химики доказали, что не только гевея, но и любая древесина может давать каучук.

Новаторы Коунрадского рудника в Казахстане решили продлить срок службы сорокатонных самосвалов. Внутреннюю часть кузова они покрыли толстым слоем резины, словно надели на него «жилет». Эксперимент показал, что срок службы кузова БелАЗа увеличился в несколько раз.

В ижевских автомобилях «Комби» появилась новинка: сиденье из эластичного полиуретана. Проще стала сборка, а кроме того, на каждой машине экономится теперь 11 кг металла. Как будто немного, но ведь только в этом году эластичные сиденья будут установлены на 50 тыс. ижевских малолитражек.

Возмущенные покупатели считали, что Чарлз Макинтош их обманул. Но что он мог поделать, ведь процесс вулканизации, который придает каучуку стабильность свойств, был открыт несколько позже.

Глядя на колбы, я как бы увидел ту восходящую спираль, по которой идет развитие любых знаний. С одной стороны, жидкая резиновая смесь знаменует как бы возвращение к временам до Гэнкока. А с другой — в колбе-то был не раствор .каучука в скипидаре, который использовал Макинтош, а сам каучук. Внешне как будто ничего не изменилось, а по существу разница как между небом и землей.

Первый шаг в решении «проблемы сделали ученые Всесоюзного научно-исследовательского института синтетического каучука. Они разработали каучук, длина моле-кул-нитей которого раз в 300—400 короче по сравнению с обычным. Скорее даже его молекулы похожи не на нити, а на обрывки. Количество перешло в качество, изменилось агрегатное состояние вещества, в нормальных условиях он превратился в жид

кость. Теперь слово было за учеными Института резиновой промышленности. И они тоже смогли «ожижить» все свои добавки.

Уже выйдя из ворот Института резиновой промышленности, я ло-думал, что посетитель цеха, в котором внедрят новую технологию, уже не увидит сырой резины, потому что приготовление смеси будет проходить в закрытых емкостях. Пожалуй, в этом и раскрывается огромная мощь науки. Когда никто не знал, как объяснить механизм превращения каучука в резину, то процесс должен был идти на виду, чтобы рабочий мог вовремя вмешаться. А когда все ясно, значит, процесс можно вести «вслепую». Ведь и авиаторы перешли на слепые полеты, лишь поднявшись на новую ступеньку знаний.

Кто-то сказал, что всякий большой успех в науке и технике имеет началом своим великую дерзость воображения. Какая же должна быть дерзость воображения, чтобы посягнуть на традиции и опыт, сложившиеся за 150 лет. И не только посягнуть, но и в корне переделать.

Л. ЕВСЕЕВ, инженер

26