Юный техник 1977-04, страница 35

Юный техник 1977-04, страница 35

Бывают же такие счастливые ошибки! В большом доме на проспекте Мира расположены два института — (проектный и научно-исследовательский. Я направлялся -в проектный институт... перепутал двери. Длинный коридор, свернул за угол... и попал

в царство света.

Началось оно сразу же за поворотом. В глубине коридора я вдруг увидел золотой шнур. Он тянулся откуда-то издалека, и мне показалось, что он тугой, как стальной канат. (Впечатление усугублялось еще и тем, что в коридоре горели лампы, но даже их свет не скрадывал очертания золотого шнура. И хотя я тут же понял, что вовсе это не канат, а просто луч желтого, янтарной чистоты света, мне трудно было отделаться от ощущения, что его, как -канат, можно взять в руки. А потом, совсем близко, я увидел стоящий на треножнике черный прибор с широким раструбом. Луч уходил в этот раструб, а красная стрелка на овальной светящейся шкале мелко дрожала. Я поразится, как можно сфокусировать толстый пучок света, чтобы он не рассеивался в пространстве, и шагнул вперед, протягивая руку, — проверить, действительно ли луч такой тугой, как кажется. В тот же миг кто-то вцепился в мое плечо.

— Осторожнее! — произнес насмешливый женский голос. — Неужели вы и на улице так же лезете под автомобили?

— Ничуть! — возразил я, обернувшись. — Но стоит ли сравнивать столь несовместимые вещи? Ведь это всего лишь свет.

— Всего лишь свет! — Сотрудница в белом халате подошла к прибору, осторожно склонилась над шкалой. — Считайте, что вы счастливо избежали столкновения с «Москвичом».

Так я стал знакомиться с одной из множества работ Всесоюзного научно-исследовательского светотехнического институ

та. В отделе газоразрядных источников света моим проводником был заведующий отделом Юрий Александрович Буханов.

— В представлении большинства свет — это нечто тончайшее, эфемерное, — так начал он разговор. — Без солнечного света не было бы жизни на Земле — это известно всем. Но много ли мы вообще знаем о свете? Вот посмотрите хотя бы на эту колбу.

Колба светилась мягким фиолетовым светом. Что именно в ней светится, разглядеть не удавалось из-за густой мути, которая за стеклом кружилась, завиваясь в причудливые узоры. Простенькая механическая мешалка, надетая »на горлышко колбы, тихо стрекотала моторчиком.

— Эта муть — растворенный в воде порошок коричной кислоты, — пояснил Буханов. — Ее молекулы могут соединяться между собой в зависимости от условий шестью различными «способами и образовывать, естественно, шесть разных соединений. Надо же получить только одно определенное вещество. Следовательно, требуется какой-то «регулировщик», заставляющий молекулы соединяться именно так, а не иначе.

Предложили эту задачу химикам, они решили ее по-своему: целая серия реакций при определенной температуре и давлении — и вот нужное вещество получено. Но для этого потребовалась сложная аппаратура: котлы, насосы, абсорбционные башни, — эксплуатация которой обходится очень дорого. Не менее дороги и катализаторы, многие из которых к тому же дефицитны.

А нет ли другого способа заставить молекулы соединяться между собой именно так, а не иначе? Ученые нашего светотехнического института нашли этот способ.

Способность молекул соеди-

3 «Юный техник» N° 4

33