Юный техник 1977-06, страница 66спектр мысленных моделей, их вариантов и нестандартных сочетаний. Только на этих путях и возможно появление нового, небывалого. До поры до времени открытия, изобретения возникали как грибы, и собирали их тоже как грибы, случайно и бессистемно. Теперь они стали огромной ценностью, и в единицу времени их требуется все больше и больше! Но развитие науки вширь имеет свои границы. Ассигнования «а лаборатории растут так быстро, что продолжение этой тенденции скоро может привести к абсурду: науке придется отдать весь национальный доход, лаборатории поглотят все взрослое население. Здесь неизбежен тупик, и остается путь качественного, интенсивного развития науки. За счет лучшей аппаратуры, быстродействующих компьютеров, более совершенной организации дела. И за счет резкого повышения творческой отдачи каждого ума. А как этого добиться? Возможных вариантов тут скорей всего несколько, но пока определилось такое направление. В 1953 году был предложен первый в истории метод творческой активизации — «мозговой штурм». Смысл метода прост. Для решения неподдающейся проблемы .надо собрать разношерстную группу специалистов. Каждый волен высказывать любые, пусть самые дикие, только что пришедшие в голову мысли. Критиковать их запрещено категорически! Идею можно только подхватывать, развивать, трансформировать. Метод оправдал надежды и получил широкое распространение. А что, собственно, было сделано? С воображения сняли узду, фантазирование стало коллективным и поощряемым занятием, только и всего! Так воображение доказало, что оно — сила. Но скоро выявились и недостатки метода. Мало оказалось снять воображение с тормозов, раскатить его — это все Нравно что метнуть в стену неуправляемый таран. Он может сокрушить препятствие, а может и соскользнуть мимо — уж как повезет! Попытки усовершенствования привели в 1960 году к созданию синектики. В сущности, это тот же метод «мозгового штурма», но применяемый уже1не случайными, а постоянными группами специально тренированных людей. Но от «неуправляемости» воображения полностью избавиться не удалось и синектике. Следующий шаг делают сейчас советские исследователи, прежде всего создатель методики изобретательского творчества Г. Альт-шуллер. Ими разработан и усовершенствуется на практике (в Общественном институте изобретательского творчества) целый курс развития творческого воображения. Знания — это топливо, творческое воображение — пламя, из которого, подобно Фениксу, возникает все новое: произведения искусства, открытия мауки, изобретения техники. Знания даются с трудом — это всем известно. Воображение, фантазия кажутся делом легким, необременительным, почти забавой. Ошибка! «Как правило, уровень развития фантазии до начала тренировок весьма невысок, — замечает Г. Альтшуллер. — Искра фантазии высекается с трудом и тут же гаснет. Это далеко не случайно. На протяжении всей эволюции человеческий мозг приспосабливался оперировать привычными представлениями. Нужны сотни и тысячи попыток, чтобы мысль, скованная привычными представлениями, преодолела психологические барьеры». Д. БИЛЕНКИН 80
|