Юный техник 1977-12, страница 21

Юный техник 1977-12, страница 21

ВСЕ — ИЗ ВСЕГО

•Вероятно, прав был знаменитый итальянский физик Энрико Ферми, говоря в 1950 году по поводу девяти известных к тому времени частиц, что «это уже достаточно большое число, чтобы вызвать подозрение в элементарности хотя бы некоторых из них».

А в экспериментах, как грибы после дождя, появлялись все новые и новые элементарные частицы. Их список грозил стать просто необозримым. И трудно было понять, зачем природе понадобилось столь огромное количество «простейших кирпичиков» материи. вот если бы удалось как-то упорядочить это множество, привести его в систему, подобно тому, как Д. И. Менделеев навел порядок в обширном семействе химических элементов.

При всем пугающем разнообразии элементарных частиц все-таки нашлось у них и нечто общее: почти все они взаимодействуют друг с другом с помощью ядерных сил. Тех самых, благодаря которым удерживаются в ядре протоны и нейтроны.

(Исключением оказались лишь несколько частиц, безразличных к ядерным, или, как их еще называют, сильным взаимодействиям. Они образовали особый класс частиц — пептонов, предпочитающих общаться посредством дру

гих сил — слабых. Всего этих частиц четыре: электрон, мюон и два типа нейтронов, а с «антидвойниками» их набирается восемь.)

Подавляющее большинство частиц вошло в огромный класс адронов — сильно взаимодействующих частиц, так или иначе имеющих отношение к атомному ядру. Сюда попали протоны и нейтроны — основные строительные блоки, из которых сложено ядро. Здесь получило прописку и семейство мезонов: поначалу оно состояло из Л- и К-мезонов, частиц, уступающих по массе протонам и нейтронам. (Оттого и зовутся они «мезонами», что в грубом переводе означают «средний» — частицы промежуточных масс между легкими электронами и тяжелыми протонами.) Потом это семейство пополнилось еще десятком частиц.

Наконец, самое большое пополнение в класс адронов пришло в виде так называемых гиперонов — близких родственников протона и нейтрона, отличающихся от них небывало коротким временем жизни. Рождаются все эти многочисленные лямбда-, сигма-, кси-, омега-гипероны в столкновениях нуклонов с ядрами и друг с другом, живут трил-лионные доли секунды и умирают, распадаясь опять же на нуклоны и мезоны.

Для удобства переполненный класс адронов физики разделили на две группы. В первую вошли все мезоны, во чторую — нуклоны и гипероны, объединенные общим названием «барионы».

Итак, адроны = мезоны + бари-оны.

После некоторых размышлений физикам удалось понять ооль тройки я-мезонов. Оказалось, что протоны и нейтроны в ядре непрерывно обмениваются зх-мезо-нами, перебрасывая их друг

Нейтрон состоит из протона, элеитрона и нейтрино...

19

-Шее*

n^V