Юный техник 1977-12, страница 27

Юный техник 1977-12, страница 27

вать не могут. Теория «цветных кварков» наделяла кварки свойствами, аналогичными цветам спектра. По этой теории кварки объединяются всегда так же, как можно объединить, скажем, красный, синий и желтый цвета, чтобы чолучить белый. Реальные частицы, соответственно, могут быть только «белыми», а «цвет» отдельных кварков мы различить не можем.

Однако экспериментаторы не оставляли надежды разыскать когда-нибудь отдельный, «живой» кварк. Поиски эти были настолько долгими и настолько тщетными, что в их успех мало кто верил. И маленькая заметка в «Физикал Ревью Леттерс» в мае этого года показалась громом с ясного неба. Вильям Фербенк, Джордж Леру и Артур Хеббард сообщили об обнаружении частицы с электрическим зарядом меньше, чем заряд электрона.

Эксперимент их не был принципиально новым. Для него не потребовалось даже ускорителя: весь прибор был не больше письменного стола. Методика эксперимента повторяла опыт Мил-ликена-Иоффе, но теперь, конечно, на новом техническом уровне.

Масляные капельки, которые запускал между пластинами конденсатора Милликен, ученые заменили крошечными ниобиевыми шариками, масса которых была, естественно, больше. На практике это означало, что вероятность обнаружения кварка существенно выше. Ведь, по современным оценкам, среди 1012 протонов и нейтронов может встретиться один свободный кварк.

Шарик висел в поле сверхпроводящего электромагнита. Для уменьшения влияния температуры рабочая камера охлаждалась до —269° С. К пластинам конденсатора прикладывалось пульсирующее напряжение, и, если шарик обладал зарядом, он начинал колебаться в электрическом поле. Характер колебаний

зависел от величины заряда. Подготовка к каждому опыту была тщательной и долгой. За полтора года удалось провести десятка полтора опытов, и — удача! — в трех из них заряд шарика оказался меньше, чем заряд электрона, причем в точности одна треть.

В эпиграфе к этой статье я не случайно привел слова из фундаментальной работы Милликена. Следуя рекомендациям по обработке результатов, он отбросил сильно отличающееся значение как неверное. Кто знает, не оказалось ли это величайшим промахом ученого. По какому бы пути пошла наука, если бы ему удалось повторить сомнительный результат!

Но, может случиться, ошибку допустил Фербенк! Его результаты проверяют сейчас во многих странах. Первыми сомнения высказали ученые из Генуэзского университета. Они утверждают, что в серии аналогичных опытов им ни разу не удалось обнаружить дробный заряд. Однако, учитывая редкость кварков и то, что итальянские ученые работают с менее совершенным оборудованием, это сомнение отнюдь не опровержение.

Фербенк, во всяком случае, не обескуражен. Его установка работает двадцать четыре часа в сутки, и время от времени снова регистрируются дробные заряды. Установлена даже непонятная зависимость появления кварков от способа обработки ниобиевых шариков.

Теоретики же не остаются в долгу. Не удовлетворившись «цветными» кварками, они придумали «очарованные», с которыми вы смогли познакомиться в этом номере журнала.

Но не значит ли это, что и кварков слишком много!

Может, пора задать вопрос: «Из чего состоит кварк!»

А. ДОБРОСЛАВСКИЙ

25