Юный техник 1978-02, страница 59

Юный техник 1978-02, страница 59

Га одной древнеегипетской ■' стеле более четырех тысячелетий назад было высечено: «Я умел делать инкрустации, которые не горели в огне и не смывались водой». Эти гордые слова принадлежат скульптору Ирити-сену. Умение «делать инкрустации» ценилось в Древнем Египте очень высоко.

На выставке сокровищ Тутанха-мона экспонировались деревянные ларцы, искусно инкрустированные вставками из слоновой кости и эбенового дерева. Для одного из этих ларцов древним мастерам потребовалось изготовить около сорока пяти тысяч деталей. Если на одну деталь ушло всего пять минут, то и тогда потребовалось немногим меньше 4 тысяч часов! Инкрустация очень трудоемкая техника. Поэтому ценность инкрустированного предмета определяется не столько стоимостью материала, из которого он сделан, сколько ко

личеством и качеством вложенного в него труда.

Суть инкрустации заключается во вделывании, врезании в поверхность изделия вставок из различных материалов. В качестве основы для инкрустирования применялись изделия из дерева, металла, камня, кости и других материалов. Для вставок использовали древесину ценных пород, кость, рог, черепаху, металлы, перламутр, стекло и смальту, драгоценные и поделочные камни, пластмассы.

В XVI веке в Европе была распространена инкрустация слоновой костью. Располагая очень скупыми изобразительными средствами, итальянские мастера создавали замечательные орнаментальные композиции из костяных ромбов, треугольников и квадратов.

В Оружейной палате в Москве хранятся пищали и пистолеты XVII века, приклады которых инк-

Фестивальная мастерская

55