Юный техник 1978-02, страница 56

Юный техник 1978-02, страница 56

своего индивидуально-психологического облика — характера, воли, способностей. Сравнивая себя со сверстниками, он невольно находит сходства и различия. Неудовлетворенность собой приводит его к необходимости самовоспитания. Но жизненного опыта нет, неизвестно, как развивать свои индивидуальные особенности, поэтому часто используются нелепые, а иногда просто опасные способы. Ни в коем случае не отвести взгляд, когда на тебя «на пари» пристально смотрят, как можно дольше задержать дыхание, не вскрикнуть, когда тебе сделают больно, спрыгнуть с большой высоты, пройти по карнизу . высокого дома, пройти ночью через кладбище — все это часто встречающиеся способы воспитания воли.

Вы все, вероятно, читали книгу В. Каверина «Два капитана». Там есть эпизод, когда герой книги Саня Григорьев еще подростком воспитывает у себя волю. Для этого он составил себе своеобразный кодекс. Вот некоторые из его правил: «Скрывай свои чувства», «Не заботься о мнении людей, которых презираешь», «Спать как можно меньше, потому что во сне отсутствует воля», «Помнить цель своего существования» и т. д. Саня заключает пари со своим одноклассником Ромашкой, что не отдернет руку и не закричит, если тот полоснет его ножом по пальцам. Весь класс напряженно следит за тем, как Ромашка хладнокровно режет Сане палец. Саня не кричит, но инстинктивно отдергивает руку и... проигрывает пари. Течет кровь, Саня нарочно громко смеется. Учитель выгоняет его из класса, и тот демонстративно уходит, засунув руку в карман.

Конечно, и таким способом можно воспитать свою волю. И такое средство может быть полезным, если человек захотел испытать себя. Все зависит от того, для какой цели он идет на это.

Не случайно из Сани Григорьева в итоге вышел настоящий человек, а из внешне правильного Ромашова — мещанин и мерзавец. Способ воспитания воли в конечном счете определяется той целью, которую человек ставит перед собой.

Часто думают, что для воспитания воли нужны какие-то сверхтрудности. Безусловно, исключительные обстоятельства помогают некоторым проявить свою волю и характер, но не только они формируют и воспитывают человека. Вовремя встать утром, притом самому, не дожидаясь, чтобы вас стащили с кровати, сделать зарядку, убрать постель, привести себя в порядок, позавтракать — и все это без суеты и нервозности, потом пять-шесть часов просидеть на уроках, не отвлекаясь и не ослабляя внимания, прилежно выполнить домашние задания, причем как можно собраннее, чтобы осталось время погулять, почитать, посмотреть телевизор, — все это тоже требует воли. Воля и характер воспитываются в любых ситуациях. А. Маресьев, обращаясь к молодежи, говорил: «Иногда меня просят: расскажите, как вы ползли с отмороженными ногами и как это у вас хватило упорства снова сесть за руль самолета. А меня так и подмывает сказать в ответ: не лучше ли я вам расскажу о суффиксах? Да, да, о суффиксах, над которыми я бился до одурения. Когда после войны начал учиться в академии, обнаружилось, что я основательно забыл кое-что из того, что проходил в школе. Особенно плохо обстояло дело с грамматикой. И немало пота я пролил, прежде чем одолел ее! Конечно, это вещи разные — сидеть над учебниками и вести в бой самолет, но иной раз уж очень похожи качества, чтобы хорошо делать эти непохожие друг на друга дела».

Волевое поведение определяется прежде всего выполнением

52