Юный техник 1978-03, страница 53

Юный техник 1978-03, страница 53

девисовские результаты. Дело в том, что за многие месяцы в нескольких тоннах хлора, по расчетам, должно было появиться всего несколько десятков атомов аргона. Извлечь их из хлора можно только очень тонкими и сложными методами. Кто знает, не происходит ли при этом какой-нибудь неприметной ошибки' Атомы аргона просто теряются, и с ни ми уходит информация о пойманных детектором нейтрино.

И наконец, третья точка зрения — отрицательные результаты Девиса не могут опровергнуть идею солнечных циклов. Циклы эти сложные, многоступенчатые, разные их стадии сопровождаются выбрасыванием нейтрино, различ ных по запасу энергии. А хлор-аргоновый детектор улавливает лишь самые энергичные частицы, которых согласно теории совсем немного. Основную же массу солнечных частиц этот детектор мог и не заметить.

Подводя итог десятилетней борьбе идей, можно сказать, что сегодня теории солнечного термояда никак не опорочены. Тот же Девис, повысив точность метода, в конце концов обнаружил ней трино, хотя и в чрезвычайно ма-

Схема работы хлор-аргонового и галлиево-германиевого детекторов.

ХЛОР-37 АРГОН -37 ПОРОГ ♦!»

ГАЛЛИЙ-71 ГЕРМАНИЙ-71 ПОРОГ ^ г-____г"Ч-' 1- •

vmyf?

лом количестве — пока оно согласуется с моделями Солнца немногим лучше, чем прежнее «ничего». Поэтому рационально мыслящие физики продолжают развивать эти теории, уточняют их и, что важнее всего, готовят новые эксперименты... Пожалуй, самый крупный проект, который, очевидно, позволит до тонкостей разобраться в секретах вечного солнечного пламени, осуществляется в нашей стране на Кавказе.

...На поверхности нейтринную обсерваторию представляют лишь несколько жилых домов, гостиница, здания вспомогательных служб. Научным приборам и установкам отводится место в недрах горы Аидырчи, поднимающейся от самого берега быстрого Баксана.

Входим под большую бетонированную арку — это вход в четырехкилометровый тоннель, который сооружают для физиков московские метростроевды. На расстоянии около 500 метров от входа находится первый научный зал. Здесь уже вступил в строй первенец обсерватории — большая сложная установка для регистрации некоторых частиц, которые приходят на Землю в составе космических лучей или образуются в результате взаимодействия этих лучей с земными атомами. На четырех этажах этого зала и даже на его стенах разместились 3500 детекторов установки — до-сольно большие, примерно метр на метр, баки с осциллятором. Попав в какой-нибудь из атомов осциллятора, частица дает микроскопическую световую вспышку; ее замечает фотоэлемент детектора и тут же дает сигнал на систему регистрации.

Второй научный зал разместится в самой глубине горы. Он будет закрыт, экранирован от основной массы космических частиц почти двухкилометровой горной толщей. Только всепроникающие нейтрино смогут прорваться сюда, к нейтринным телескопам. Это бу

51