Юный техник 1978-10, страница 10

Юный техник 1978-10, страница 10

объяснить все насчет реле и мультивибраторов.

Электронный поросенок попал на выставку, а Игоря направили на республиканский слет.

Он впервые увидел, как ребята защищают и перед жюри, и перед делегациями краев, областей свои проекты, модели, приборы. Сначала переживал: «Как они там? Как себя чувствуют? Ведь столько народу». А потом интересно стало. Самому захотелось попробовать, на первый раз, конечно, у себя в Башкирии. Но для этого нужно было сделать не поросенка, а что-то полезное.

В кружке книжка была о сельскохозяйственных приборах, а в ней влагомер, нужный любому агроному. Игорь сделал его и занял у себя в Уфе третье место, потому что засыпался на вопросе, какая производительность у прибора. Игорь тогда в шестом классе был. Ясное дело, производительность не изучал, потому даже не понял, что это такое. Ответ решил искать сам в учебнике экономической географии для старших классов. Листал, листал, даже все сноски прочитал, не нашел ответа. Пошел к учителю. Тот сперва удивился, для чего так далеко забегать шестикласснику, но, узнав, в чем дело, объяснил. Теперь бы он четко ответил: «Производительность влагомера — это сколько он может измерений произвести за единицу времени, например, за час», да поздно...

Со словом «производительность» Игорь снова встретился в кружке радиоэлектроники, когда Эдуард Николаевич предложил включиться в работу над коммутатором, чтобы с его помощью автоматизировать систему опроса учащихся на уроках и тем самым повысить производительность, эффективность труда учителя и качество знаний учащихся.

«Кстати, — добавил руководитель, — когда сделаешь прибор, мы сможем посчитать, какие и у

8

тебя производительность, качество и эффективность».

«Значит, все нужно сделать как можно быстрее», — решил Игорь.

Свою работу начал с того, что... запутался в контактах реле (он их называет «релюшки») так, что сам Эдуард Николаевич не смог разобраться, предложил все распаять, половину материалов выкинуть как пришедшие в негодность и начать сначала. Второй раз взялся паять. Опять брак... Лишь на четвертый, когда он решил совсем не спешить, а каждый шажок сверять со схемой, все получилось. Коммутатор заработал.

Но пока все это еще так далеко от комбайна! Пока это тропинка, ведущая в глубь радиоэлектроники. Хотя как сказать... Игорь, например, на собственном опыте стал разбираться, какое это важное дело — производительность.

Наступило лето минувшего года. Игорь поехал в «Орленок», потому что его коммутатор (второй по счету) оказался лучшим в Башкирии. Успешно защитил его и отправился в зал. Следующими были ребята из Ростова, которые привезли модель арбу-зоуборочного комбайна. В нем было множество сложных

устройств, даже рентгеновская аппаратура для определения спелости и манипулятор, чтобы снимать арбузы. Машина показалась всем слишком сложной и громоздкой, но Игорю запомнились слова одного из членов жюри: «А все-таки хорошо, что ребята смело берутся за проблемы механизации, которые еще не решены конструкторскими бюро. Желаю им и дальше идти непроторенными путями».

Ростовчане пытались делать, чего еще нигде нет, а он, Игорь, пока работал над тем, что было известно и до него. И ему захотелось попробовать себя на этом непроторенном пути.

«А можно ли сделать такой комбайн проще и лучше?» — подумал и начал прикидывать ва-

Scaned: Leonid Karelin (holl:gan@rns-:l.ru)