Юный техник 1978-11, страница 24

Юный техник 1978-11, страница 24

полозом — и повернул сани в любую сторону...

Оптимальная траектория при прохождении спортсменом трассы, подсказанная механиками, была, пожалуй, не меньшим сюрпризом, чем результаты аэродинамических исследований. Излюбленный прием многих ведущих саночников, например итальян цев, — забираться повыше на ви раж и скатываться с него как с горки. Опасности вылететь из желоба даже на головокружительном участке нет. Так уж рассчитаны трассы Хотя величина ускорения не так уж и мала, достигает 4,5 R. (Кстати, когда наши саночники побывали на тренажере космонавтов, специалисты изумились их тренированности на перегрузки, хотя космонавты в полете испытывают В ff. Но там перегрузки плавные, односторонние, а на санной трассе ежесекундно меняют и величину и направление.)

Итак, вспомним хи+рость итальянцев. забраться вверх — и., вниз!

А вот рассуждения механиков. Движение саночника от старта к финишу можно представить как падение. Трасса везде идет под уклон. Скорость должна расти. Полному переходу потенциальной энергии в кинетическую объектив но мешает лишь трение о лед и сопротивление воздуха. Саночнику, забирающемуся на виражи, приходится фактически начинать спуск заново, причем с меньшей высоты. Это все равно, что ехать с остановками. Отсюда неотразимый в своей научной строгости вывод механиков: мастерство саночника должно быть подчинено единственной цели — удержаться на нижней, наиболее энергетически выгодной линии трассы.

— С экспериментами по аэродинамике вь познакомились воочию, — говорит Александр Арамович. — Эти исследования очень важны для многих видов спорта, но Для науки вряд ли имеют са

мостоятельный интерес. Другое дело — трение. — Мой собесед-иик заметно оживляется — Эта проблема одна из важнейших в науке, а в технике и вовсе проблема номер один. И вот, работая над, казалось бы, чисто спортивной темой, мы, пожалуй, впервые вышли на проблему трения о лед. Причем трения в широком диапазоне скоростей, экстремальных условий. Спортивные сани для этих исследований — модель, лучше которой и не придумаешь.

В прошлом сезоне признанные лидеры в санном спррте — спортсмены ГДР вчистую проиграли все крупнейшие соревнования своим соперникам из ФРГ... «Везение!»— объясняли одни. «Нет, лучшая спортивная подготовка!» — отстаивали другие. Но кое-кто полагал, что причина научно-техническая Так оно и оказалось: полозья саней (точнее, так называемый наклеп — узенькие полоски материала, крепящиеся к полозьям снизу, на которых и происходит скольжение) были сделаны из особого сплава. И сани мчались быстрее.

Новый сплав для наклепа найден был скорее всего опытным путем. Сама же природа трения о лед, его механизм пока для науки — белое пятно. Здесь мы встречаемся с вещами прямо-таки парадоксальными. К примеру, зависимость коэффициента трения от материала.

Всякому известно: лед скользкий не только потому, что гладкий... иногда даже наоборот. Это показали опыты одной из лабораторий института. Экспериментаторы добавили в воду для заливки льда особые полимеры. Поверхность льда стала шероховатой, сплошь покрытой ледяными микроиголочками. Проверили скольжение — сила трения упала. Почему? Полозья теперь скользили лишь по вершинам этих микроиголочек, и, стало быть, поверхность трения уменьшилась.

— Результатами этой работь

24