Юный техник 1979-03, страница 11

Юный техник 1979-03, страница 11

я туда вот почему: жена там преподавала, а от совхоза 130 км. Виделись редко — раз в две недели. Решил к ней перебраться. Пришлось ради этого сменить профессию. Бывало, дома уже все спят, а учусь-переучиваюсь. Книг накупил гору: по растениеводству, животноводству, по электротехнике. Ну, устройство трактора я еще по прежней работе знал...

Давние события, а Иван Яковлевич и сейчас, рассказывая, волнуется. Шел на первые свои уроки и всякий раз боялся: ребята спросят, а он ответить не сумеет...

Как-то рассказывал он о кормах. Эта тема для самого учителя была новой. Отвернулся к доске. Вдруг слышит:

— Му-у-у! — И взрыв смеха.

— Кто мычал? — спросил, хотя по голосу «артиста» узнал. Класс продолжал смеяться. Такое вдруг отчаяние овладело, таким беспомощным себя почувствовал! Подошел, взял нарушителя за воротник — парень здоровый, тряхнул хорошенько и вывел за дверь. В классе притихли. Порядок был восстановлен. Но что за радость учителю от такого послушания... Пошел к директору.

— Не получается из меня учитель. Отпустите.

Жена, как узнала, в слезы.

— Да можно ли в середине года школу бросить?! Ваня, подумай хорошенько. Успокойся, попробуй подход к ним найти.

Легко сказать — подход... Последнюю четверть ребята учились по четыре дня в неделю, два отдавалось практике. Выходили на весенние, пахнущие свежей землей поля колхозники. Выходили и ребята на свое школьное поле. 15 гектаров — площадь небольшая, но именно здесь можно все делать точно по науке.

Вспомнил, чему учился в техникуме, взял на вооружение

все, что аа зиму вычитал в книгах по агротехнике и растениеводству, не стеснялся и к родителям учеников за советом сходить. Когда сам учишься, нечего кичиться. И ребята это видели.

Осенью убрали урожай, какого на участке никогда не было. Ребята прилично заработали, да еще на трактор у школы деньги остались. Приобрели «Беларусь»! А еще через три года привез Иван Яковлевич на ВДНХ кукурузу школьную.

Больше двадцати лет отдано школе. За это время окончил И. Я. Алмаев пединститут, учился на курсах повышения квалификации.

На вопрос, почему и каким образом переключился на моделирование электровозов, Иван Яковлевич ответил так:

— Поселок-то у нас железнодорожный. В семье дети слышат разговоры о депо, о дальних рейсах. С детства около профессии. Вот я и хочу, чтобы ребята поближе были к делу отцов.

— Значит, если бы вы жили у судостроительной верфи, то моделировали бы теплоходы?

— Если б жил у большой реки или у моря, наверняка учил бы ребят тому, что пригодилось бы там. Есть пословица — «Уча, учусь». То, что узнавал сегодня, завтра показывал ребятам. Увлекся сам, и, как видите, ребята с интересом работают.

Иван Яковлевич снимает с гвоздя эскизы моделей. Передо мной на плотном листе бумаги сияет всеми цветами радуги (куда только не заводит фантазия юных дизайнеров!) не то подводная лодка, не то ракета. Работа четвероклассника.

— Не стандартно мыслит человек, — улыбается Алмаев. Это самые первые шаги. Иной раз спросишь у художника: зачем вот этот самый изгиб на корпусе или выступ? Молчит. Объясню, что дизайнер не толь-

9