Юный техник 1979-08, страница 26

Юный техник 1979-08, страница 26

нередко услышать в Нечерноземье.

Человек издревле владеет этой профессией. Еще в четвертом — втором тысячелетиях до нашей эры люди прокладывали оросительные сети, сооружали примитивные гидротехнические сооружения Об этом говорят следы древних ирригационных систем, найденные археологами в ряде районов Туркмении, Уз бскистана Армении. Есть свидетельства использования в VIJI— VII веках до нашей эры орошаемых оемель под носевы различ пых сельскохозяйственных культур в низовьях Сырдарьи и Аму дарьи.

Велись мелиоративные рабо ты и в Древней Руси. До наших дней дошли свидетельства летописцев, рассказывающие об осушении заболоченных земель в Новгородском, Владимирском, Московском и других княжествах. Начало же целенаправленных мелиоративных работ в России принято относить к периоду строительства Метром I Петербурга и освоения берегов Финского залива.

Нелегким был труд мелиораторов. Кирка да лопата, кетмень да тачка. Вот. пожалуй, и весь арсенал немудрящего инстру мента, с которым вступал мели оратор в нелегкую схватку с природой.

Какие бы трудности ни выпа дали на долю нашего народа, какие бы испытания ни переноси ла наша страна, мелиоратор никогда не прекращал своего бла городного дела. Ибо его сего дняшжч дело — это завтрашний хлеб страны.

Еще бушепал огонь гражданской войны, разруха и голод терзали паши города и села, а Владимир Ильич Ленин наряду с неотложными задачами защиты социалистического Отече ства выдвигает вопрос об ирри I а (ии земель на востоке страны. В мае 1918 года В. И. Ленин

ЗА СТРОКОЙ ЛЕНИНСКОГО ДЕКРЕТА

подписал исторический декрет Совета Народных Комиссаров об организации оросительных ра бот в Туркестане, Декретом намечалось орошение пустылпых земель в Голодной степи, на Дальварзинском и Учкургаиском массивах, в долинах рек Зараф man и Чу.

От Прибалтики и Карпат до Тихоокеанского побережья, от Заполярья до южных границ Средней Азии и Кавказа — такова сегодня география отечественной мелиорации.

Голодная степь, эта обширная среднеазиатская пустыня, наводила когда-т<> ужас даже на видавших виды седых аксакалов. Сегодня приезжающие сюда гости недоумевают, почему так назван этот цветущий край. Давно распаханы древние тропы, но которым брели верблюжьи караваны, и не одинокие миражпые «сардобы» — колодцы, а подлинные рукотворные моря и реки зеленые ноля и цветущие сады, асфальтированные шоссе, линии электропередачи, современные жилые поселки с прекрасными Дворцами культуры, школами, магазинами видят люди на этой земле. Свыше 300 тыс. га — такова ширь этого сказочного оазиса, созданного трудолюбивыми руками.

Еще большим размахом нрС образовании впечатляет се младшая сестра — Каршипская степь. Масштабы создаваемых здесь сооружений могут поспорить со см1\лыми проектами известных фантастов не столь уж далекого прошлого. Скажем, что бы напоить громаду иссохшей, истомившейся от тысячелетней жажды земли, необходимо было не только взпуздать своенрав-

25