Юный техник 1979-10, страница 15

Юный техник 1979-10, страница 15

Иванченков демонтировал образцы различных материалов, укрепленных на наружной поверхности станции, где температура много раз за сутки меняется от +70 до —70°, путешествовавших в условиях глубокого вакуума и радиационных потоков.

Разработчикам космической техники важно было знать, быстро ли «стареют» под их воздействием конструкционные материалы? Иванченков снял часть из них с поверхности станции, и ученые получили, без преувеличения, уникальные данные. Никогда еще раньше не исследовались материалы, столь долго — десять месяцев — пробывшие в открытом космосе.

Но мне, конечно, хотелось узнать не только о научных результатах, хотелось понять, что чувствует человек, покинув станцию и оказавшись в мире, враждебном всему живому. Страшно?

— Нет, страха в этот момент не испытываешь, но ощущения необычные. На Земле сила тяжести помогает человеку ориентироваться в пространстве. На станции, в невесомости, привыкаешь ориентироваться относительно стен, оборудования. А здесь привычные ориентиры теряются. Перед тобой беспредельность. Удивительно, какой огромной кажется наша планета. (Когда смотришь на нее из иллюминатора «Салюта», не чувствуешь это так остро.) Космическое Солнце поражает яркостью и жесткостью. И, пожалуй, самое главное — находясь снаружи, чувствуешь огромную скорость, с которой космический комплекс мчится по орбите. Забыть эти впечатления невозможно.

— Александр Сергеевич, а что есть общего и в чем отличия в работе космических и земных монтажников?

— Мы работаем на высоте гораздо большей — 350—400 километров над Землей. Упасть не упадешь, но есть риск уплыть от станции. Поэтому предусмотрены

специальные страховочные приспособления: фал, фиксирующее устройство «Якорь». Вот вам сразу и сходство и различие. «Якорь» напоминает крепления на горных лыжах. "1$ него достаточно вставить и заклинить ботинок — теперь не уплывешь. Зато руки совершенно свободны. А в невесомости можно найти позу, которая на Земле просто немыслима...

Каждый знает: чтобы трудиться продуктивно, надо сначала подготовить фронт работ. Вот и еще одно отличие — в космосе вспомогательные операции, подготовка занимают очень много времени. Надо герметически закрыть люки, соединяющие ряд отсеков корабля и станции. Любой маршрут, по которому предстоит передвигаться космонавту за бортом станции, разрабатывается до мельчайших подробностей, каждое движение тщательно проду-мывается, операции по многу раз репетируются еще на Земле, на макете станции.

Необычен мир невесомости. Необычен и непривычен. Но человек приходит в космос работать, постепенно обживает околоземное пространство.

Инженеры и конструкторы ре-шакГУ немало головоломных за*-дач, чтобы сделать труд космических монтажников эффективным и удобным. Здесь рассказано лишь о некоторых разработках, уже вошедших в практику космических полетов. Но, може> быть, в недалеком будущем на орбите появятся и электростанции и предприятия. И профессия «космический монтажник» станет уже не уникальной, как ныне, а такой же распространенной, как на Земле. Но и тогда она останется романтичной, трудной, требующей смелости, ловкости и незаурядных технических навыков.

Г. ЛОМАНОВ Рисунки В. СКУМПЭ

13