Юный техник 1979-11, страница 11

Юный техник 1979-11, страница 11

лишь когда придет время градуировать шкалу. Им лучше знать, какая должна быть цена деления.

Работа двигалась к концу, когда мастера вдруг уперлись в то, что они теперь спокойно называют «дрейф нуля». Из-за этого «дрейфа», на который не было никакой управы, аппарат мог оказать^ ся чем-то вроде стендовой модели: красиво, а летать не может. Как ни бились, стрелка не хотела давать точных показаний. Даже на обычном термометре разница всего в две десятых градуса показывает, здоров человек или заболел. А тут ошибка в пределах... «плюс-минус неизвестно сколько»... Какой же это медицинский прибор!

Олег и Женя были убеждены, что Виктор Андреевич знает все. У него ребята всегда получали ответ на любой, казавшийся неразрешимым вопрос. Теперь уви--дели, что и у руководителя знания не безграничны. Может быть, даже разочаровались в нем, если бы не видели, как jot упрямо, настойчиво ищет ответ на загадку, заданную прибором. В какой-1 то момент руки у ребят опустились:

— А если честно признаться — не получается, и все?..

— Э-э, если не найдем решения, уважать себя перестану, — сказал Виктор Андреевич.

Поняли — у них тоже язык не повернется сказать ученым: «Мы не сумеем вам помочь».

Лишь через полгода Виктор Андреевич сказал:

— Есть тут одна идея. — И показал схему.

Она была значительно сложнее, чем все предыдущие варианты: появились модулятор, усилитель переменного тока, демодулятор.

— Все это обязано повысить точность! Давайте пробовать. Только размеры аппарата не увеличивать.

Ничего себе задачка!

Принялись за работу. Новую

схему ухитрились-таки собрать без увеличения габаритов. И вот наступил час первого, лабораторного испытания.

— Ну как, наберем побольше воздуха и нырнем?

— Нырнем... — не очень уверенно отозвались радиотехники.

Стрелка четко среагировала на ничтожные изменения тока!

Анализатор парциального давления кислорода работает в клинике Благовещенского медицинского института. Отзывы о нем очень хорошие. На ученом совете института с похвалой говорили об участии Олега Гинца и Жени Прядко в научной работе. Ребятам такая оценка показалась чрезмерной: изобретали ученые, схему разработал Виктор Андреевич, а они просто работали. А ответ получили такой: «Преувеличения ваших заслуг нет. У вас пока время помощи взрослым. И вы с этим справляетесь отлично. Пора своих изобретений придет».

Анализатор дважды покидал стены клиники. Сначала его показали на выставке технического творчества Амурской области, а потом привезли в Челябинск, на слет. Здесь Олег рассказал: «Когда я был еще в пятом клас-> се, мне попался номер журнала с описанием детекторного приемника. Попробовал его собрать. Ничего не вышло! Но все равно радиотехника заинтересовала и увлекла. А теперь мне, как и Жене, очень интересно все, что узнали в радиотехническом кружке, применять в такОм далеком о г радио деле, как изготовление медицинских аппаратов и приборов».

Институт еще дважды давал этому коллективу технические задания. Ребята сделали еще два прибора. Они тоже действуют в клинике. Олег и Женя получили шесть свидетельств на рационализаторские предложения. Так что работа идет совсем не по принципу: «Как сказали, так и сделал». Ребята сами приближают время своих изобретений и открытий.

9