Юный техник 1980-03, страница 48те, зачем органу столько труб? Ведь музыкальных звуков не так уж много. Игорь Андреевич. Прежде всего — диапазон органа шире, чем у любого другого инструмента и любого оркестра. Он имеет все звуки, воспринимаемые человеческим ухом. Роальд Александрович. Нижний порог — шестнадцать герц, или шестнадцать колебаний в секунду. Верхний — семнадцать тысяч герц. Звуки выше этого предела слышат немногие. Игорь Андреевич. Та самая большая труба, о которой я говорил, дает как раз шестнадцать герц с небольшим. Самая маленькая — около семнадцати тысяч. Но дело даже не в диапазоне органа. Трубы разбиты на группы — их называют регистрами, — и каждый регистр обладает собственным тембром. Гарри Яковлевич. И это основное богатство органа. Возьмите любой духовой инструмент — скажем, кларнет. Низкие звуки у него матовые, густые, а верхние — прозрачные, блестящие. Как бы мы ни хотели, наоборот сделать не удастся — такова природа инструмента. У органа каждая труба издает один звук. А если так, почему бы нам не сделать этот звук таким, какой мы хотим? Корреспондент. А как? От чего вообще зависит тембр? Роальд Александрович. С точки зрения физики тембр — это дополнительные частоты, или обертоны, которые примешиваются к основной частоте звука. Тембр зависит от количества и сочетания обертонов. Вадим Алексеевич. А богатство обертонов, в свою очередь, зависит от материала трубы, ее формы. У медных труб один тембр, у оловянно-свинцовых — другой, у деревянных — третий. И различная конфигурация труб — цилиндр, конус, двойной конус, цилиндр с конусом, квадрат или прямоугольник в сечении — дает Вверху — кафедра органа Концертного зала имени Чайнов-сного. На нижнем рисунке схематически изображены основные элементы управления: 1, 4, 8, 9 — Ряды рычажков внлючения регистров; 2 — ручные нлавиатуры (мануалы); 3 — сигнализация машины памяти; 5 — уназатель крещендо; 6 — пюпитр; 7 — кнопки машины памяти; 10 — ножные переключатели регистров; 11 — подсветна ножных элементов управления; 12 — валик крещендо; 13 — педаль швеллера; 14— снамья; 15 — ножная нлавиатура. 45 I |