Юный техник 1980-03, страница 72РЕТУШЬВ вашей школе организуется фотовыставка. Вы тоже хотите в ней участвовать. Но увы, снимки, сделанные для вльбома и казавшиеся вам хорошими, при увеличении получились нечеткими, откуда-то взялись царвпины (нв негативе их не было видно), черные и белые полосы, пятна... Как же быть! Воспользуйтесь искусством ретуширования. Именно искусством. Ведь тут вам понадобится не только умение, но и художественное чутье. Что нужно иметь Возможно, все материалы и инструменты вам не потребуются одновременно. Но если вы собираетесь заняться ретушированием серьезно, то лучше запастись всем необходимым на будущее. Вам могут пригодиться кисточки беличьи, а лучше колонковые № 1—5 (рис. 1), черная тушь и анилиновая краска нескольких цветов, флакон спирта, черная и белая гуашь, ватные тампоны, карандаш «Ретушь» № 2 (если такого не найдете, подойдет и обычный графитный — мягкий). Заточите его, как показано на рисунке 2. Очень важно при работе над снимком иметь хороший скребок. Им может быть скальпель или кусочек лезвия безопасной бритвы, вставленной в губки зажимного цангового карандаша. Для держателя бритвы подойдет и тонкая деревянная палочка (рис. 3). Хотелось бы обратить особое внимание на правильную, качественную точку и правку лезвия скребка: при неисправном инструменте на поверхности эмульсионного слоя появятся царапины, исправить которые довольно трудно. Чем тоньше и острее вы заточите острие, тем тоньше и ровнее будет соскребаемый слой. Точат скребки на тонкозернистом бруске, который предварительно смачивают смесью машинного масла с керосином (примерно одна часть машинного масла и девять частей керосина). Для снятия заусениц скребок правят на мелкой, так называемой бархатной наждачной шкурке. Качество заточки и правки проверяют практически на краешке фотоотпечатка, то есть пробуют, насколько хорошо и ровно лезвие снимает эмульсионный слой. Работа со скребком Прежде чем брать в руки скребок, вы должны раз и навсегда запомнить — соскабливать можно только верхний эмульсионный слой, не нарушая лежащий под ним баритовый. Иначе испорченное место всегда будет отличаться от общего фона по фактуре. Если вы собираетесь ретушировать снимок, выполненный на глянцевой фотобумаге, то сначала отглянцуйте его, а потом уже беритесь за работу скребком. Почему? До глянцевания бумага шероховата, имеет микроуглубления, это как бы более темные точки фона. Рядом с выступами шероховатости (с более светлой точкой) они смотрятся общим серым фоном. Но стоит вам соскоблить шероховатость, и фон станет неровным. Кое-где светлым, кое-где покрытым темными точками, образующими темные линии. Как и в каких случаях пользуются скребком? Им убирают лишние детали на снимке, порой это случайно попавшие в кадр предметы, мешающие восприятию композиции, особенно плохо смотрятся они в портрете. Иногда снимок портит 69 |