Юный техник 1980-08, страница 24

Юный техник 1980-08, страница 24

производство на заводе в Чимкенте. Завод стал выпускать анабазин-сульфат.

Грянула война. Госпитали Ташкента стали заполняться ранеными. Недостаток питания, а значит и витаминов, приводил к тому, что раны у бойцов плохо затягивались, возникали осложнения, тяжелые болезни. Вы спросите: но при чем здесь ядохимикат?! Состав анабазин-сульфата был таким, что позволял химическим путем создать необходимый раненым витамин. Мы срочно развернули исследования. И витамин был создан — из яда. Тысячи солдат стали выздоравливать, быстрее возвращаться в строй. Вот почему мне дорога эта работа, хотя с той поры прошло около сорока лет.

...Из тысячи алкалоидов сотни открыты и изучены А. С. Садыко-вым и его учениками. Весь огромный научный материал он обобщил в монографии, которую посвятил своему учителю — академику А. П. Орехову.

На основе рекомендаций Абида Садыковича в республике создан и вот уже тридцать лет действует совхоз, где выращиваются растения, содержащие алкалоиды. В Чимкенте химико-фармацевтический завод перешел на новую, прогрессивную технологию изготовления химических препаратов.

И еще об одной, выполненной не так давно работе рассказал А. С. Садыков. Нужно было наладить выпуск искусственной шерсти. Для ускорения производства было решено закупить в Англии патент на технологию производства итаконовой кислоты, без которой искусственное волокно сделать невозможно. Но капиталисты заломили огромную цену. А. С Садыков случайно узнал об этом и предложил: «А может быть, мы попробуем сами разработать технологию!» Он вспомнил о том, что в почвах Узбекистана ему встречались микроорганизмы, вы

рабатывающие эту кислоту. Вместе с учениками — а их у него более ста пятидесяти — ученый исследовал пять тысяч образцов почв. И удалось подсмотреть у природы и принцип выработки ценного продукта, положить его в основу промышленной технологии. Предстояло внедрить результаты исследований в производство. Научный коллектив нашел предприятие, которое взялось освоить новую технологию. Оно было далеко от Узбекистана — в Латвии. Но это не помешало. Выпуск искусственной шерсти быстро наладили. Зарубежные любители легкой наживы остались несолоно хлебавши. Авторское свидетельство узбекские ученые и латышские производственники получали вместе.

Абид Садыкович рассказывал о научном поиске, экспериментах и следовавших за ними хлопотах по внедрению.

— А эти хлопоты по внедрению не отбирают время у исследователя, в течение которого могло бы родиться новое открытие?

— Конечно, внедрение занимает немало времени. Но оно окупается выгодой, которую получает страна. Кроме того, общаясь с производством, ученый обретает много новых идей, а специалист-производственник, общаясь с наукой, также обогащается новыми мыслями, которые помогают развитию техники.

У нас в народе говорят: «Одной рукой в ладони не хлопнешь».

Мы создаем коллективы ученых и специалистов, где рядом работают химики и физики, математики и экономисты. В шутку мы называем подобные объединения «научным колхозом». А если говорить на языке НТР — это программно-целевой принцип.

Объединение — одна «ладонь». А вторая «ладонь» — производственное предприятие и его коллектив, наш союзник.

22