Юный техник 1980-08, страница 81

Юный техник 1980-08, страница 81

сов в строении живых летающих аппаратов, которые позволяют им осуществлять тончайшую регулировку полета, есть у них и своя, пока не поддающаяся разгадке

автоматика, наконец, по-прежнему неясен энергетический баланс насекомых... Вопросов множество. Возможно, когда-нибудь человек ответит на многие нз них.

Вы познакомились с двумя проектами ребят и откликом на проекты инженера В. Стояпова.

Прокомментировать эти выступления мы попросили специалиста в области аэродинамики кандидата технических наук В. А. КИСЕЛЕВА.

КРЫЛО И НАДКРЫЛЬЕ..

ЧТО ВАЖНЕЕ?

Изучая полет птиц, .человек сумел подняться в небо на аппарате, который тяжелее воздуха. И вот теперь у многих, в том числе и у инженера В. Стоялова, появился соблазн объяснить полет живых существ с позиций классической аэродинамики. Но уравнения Жуковского и Бернулли описывают полет самолета, и не более. У живых летающих существ на деле все куда сложнее. Птица и бабочка не только парят над землей. В режиме машущего полета с помощью своих крыльев они умеют изменять направление полета, их крылья умеют создавать тягу — иными словами, крылья выполняют функции движителя.

Я сам давно занимаюсь изучением машущего полета и скажу, что дело это сложное. Много в нем еше темных мест. Однако на некоторые поставленные в клубе вопросы постараюсь ответить.

Очень спорной, например, кажется мне мысль о взаимодействии крыла и надкрылья. По моим на

блюдениям, они работают в разных плоскостях. Думаю, что надкрылье играет при полете второстепенную роль. Она сводится к созданию дополнительной подъемной силы. Причем значительно меньшей, чем подъемная сила машущего крыла (эффективность его, по данным ученых, втрое выше, чем у неподвижного надкрылья). Однако ребята в своих работах, опубликованных на страницах КЮБа, правильно подметили роль кривизны надкрылья — такой профиль способствует созданию подъемной силы.

У обоих читателей, приславших проекты, одна ошибка. Они ожидают большого эффекта от смыкания крыла с надкрыльем. Особенно это наглядно видно в проекте Саши Беланова.

Такое «смыкание», на мой взгляд, просто невыгодно. Ведь при этом произойдет срыв части воздуха с машущего крыла, а оно-то н создает основную подъемную силу. В начале же опускания нижнего крыла между ним и надкрыльем возникло бы разрежение, противодействующее маху вниз и увеличивающее потребную мощность аппарата.

Итак, думаю, что оба эти проекта хотя н интересны, но еще не отвечают полностью задачам конкурса — построить аппарат по принципу полета насекомого.

Мне кажется, что для получения необходимой подъемной силы для аппарата по такому принципу нет

с

79

\