Юный техник 1980-08, страница 80

Юный техник 1980-08, страница 80

760 мм рт. ст. составляет 1,2928 кг/м3, а масса 1 л всего 1,2928 г, что просто несоизмеримо с массой тех же птиц, которые, если и «перекачивают», то литры воздуха, но отнюдь не кубические метры, необходимые для противодействия с массой самой птицы. И если говорить о насекомых, которые «перекачивают» лишь кубические сантиметры воздуха, масса 1 м3 всего 0,0012928 г, то ясно, что масса отбрасываемого воздуха тоже несоизмерима с их массой. Выходит, что реактивность решающей роли в полете не играет.

Возможно, кто-то возразит — летают же реактивные самолеты и ракеты. Верно. Но не забывайте, сколько горючего для них требуется и какие развивают они скорости. Разве способна воспроизвести все это птица или жук! Даже масса воздуха, отбрасываемого закрылками обычного винтового самолета, ничтожно мала по сравнению с массой любого самолета. Порой в литературе встречается ошибочное мнение, что закрылки якобы способствуют созданию реактивной силы на крыльях. Насколько это неверно, судите сами. Например, «Антеи», взлетная масса которого 250 т, за счет закрылков в лучшем случае отбрасывает массу всего 250 кг, что, как видим, ничтожно мало в сравнении с массой самолета.

Но давайте рассуждать по-дру-гому. Известно, что на Землю давит атмосфера с усилием 1 кг на каждый квадратный сантиметр ее площади. Если к тем же закрылкам подойти с учетом этого фактора, то получится более правдоподобная картина. Допустим, что в нашем случае с самолетом закрылки создают избыточное давление под крылом всего на 0,02 атм. Тогда «активное» давление на крылья самолета составит уже 40 т, что вполне соизмеримо с массой самолета.

Вот с этой точки зрения и нужно, на мой взгляд, подходить к разгадке полета насекомых. По

добную догадку выдвинул П. Нестеров. Вспомните одну из его версий.

Природа, создавая своих «летунов», наделила их тончайшими приспособлениями. Многие тонкости строения насекомых даже мне, не первый год занимающемуся изучением полета насекомых, были неизвестны, когда я читал статью о работах О. М- Бочаровой-Месс-нер. Однако, проанализировав ее, я пришел к выводу, что они вполне укладываются в привычные рамки понимания и никак не противоречат известным законам: уравнениям Н. Жуковского и Д. Бернулли. Уравнение Жуковского связывает подъемную силу со скоростью среды, ее плотностью и так называемой циркуляцией скорости около профиля крыла. Уравнение Бернулли определяет зависимость между скоростью и давлением непрерывного потока среды. Основываясь на этих уравнениях, можно объяснить и полет насекомых и птиц.

Конструкция их крыльев во многом сходна с аэродинамическим профилем крыла самолета. Кроме того, созданию подъемной силы способствует особое строение и расположение перьев на крыльях птиц и бороздок у насекомых.

Например, если обратиться к статье «Живая аэродинамика», то на рисунке (стр. 67), на котором синими линиями показаны траек тории воздушного потока на крыле, можно заметить, что происходит явное расширение потока за счет его разветвления.

Поскольку на рисунке представлена верхняя поверхность крыла, то мое объяснение находит подтверждение. На нижней же стороне крыла насекомого траектории потока должны быть направлены в противоположную сторону, что сопровождается сжатием.

Это, по-моему, основной принцип полета насекомых и птиц. Он не противоречит законам, на которых зиждется современная авиация. Однако есть еще множество нюан

78