Юный техник 1981-05, страница 20

Юный техник 1981-05, страница 20

щие звезды». Над другим рассыплется «Уральский самоцвет». Но если наблюдать за салютом с высокого места, скажем с Ленинских гор, то узоры, «соткан-ные» выстрелами, сольются в одно огненное кружево. Так что для воинов салютной батареи московское небо — что холст для художника. Правда, зрительская аудитория на зависть любому живописцу: «картину» смотрят сразу миллионы. Одновременно залп производится из 195 стволов мортир всех калибров, установленных в разных местах города.

Кроме мортир, у воинов-са-лютчиков на вооружении есть и зенитки. Их залпы и дают шумовой эффект. Всего двадцать пушек образца сорок третьего года, защищавших небо столицы в грозные военные годы. А слышит их по праздникам вся Москва. Эти зенитки должны грянуть одновременно. Интервал между залпами всего двадцать секунд. Долгие учебные часы простаивает солдат у лафета, чтобы научиться укладываться в этот жесткий норматив, отшлифовать до автоматизма каждое движение.

— А откуда ведется праздничная стрельба?

— Таких точек в Москве двадцать. Там и будут установлены мортиры. Ленинские горы. Здесь на узкой парковой аллее на возвышении разместятся командный пункт московского салюта, батарея зениток (все двадцать пу-шек), восемь установок с мортирами. Небо над центром расцветят из десяти артиллерийских точек, которые расположатся у гостиницы «Россия», на Москворецкой набережной, площади Восстания, в сквере у метро «Таганская». Залпы мортир прогремят в парках «Сокольники» и Измай' ловском, где праздничным вечером соберутся ветераны войны, на Октябрьской площади, у гости

ницы «Украина». Повезут салютные установки на ВДНХ, в Новые Кузьминки...

— Откуда Вы сами командуете салютом?

— Из командного пункта, который оборудован в крытом автомобиле. На кабине его надпись «Салютная» и силуэт кремлевской башни под россыпью искрящихся звезд. Внутри кабины — часы точного времени, рации. Отсюда за две минуты до первого залпа полетит в эфир и будет услышана всеми артиллеристами батареи, в какой бы точке Москвы они ни находились, моя команда: «Приготовиться к проведению салюта в честь 36-й годовщины победы советского народа в Великой Отечественной войне! Боевыми... Внимание!..»

И когда секундная стрелка завершит бег на делении — часе, назначенном приказом министра обороны СССР для салютов, я скомандую: «Огонь!»

И рассыплются над городом-героем огни праздничного салюта.

Интервью взял Н. САУТИН

Фото С. КОСАРЕВА и Б. РАСКИНА

Ордена Ленина Московский военный округ

18