Юный техник 1981-08, страница 64В Третьяковской галерее или на репродукциях вам, вероятно, приходилось видеть картину Василия Верещагина «У дверей Тамерлана». Художник до мельчайших деталей изобразил поразивший его своей красотой резной орнамент, относящийся к одному из лучших образцов восточного искусства. Это ислими — так узбекские мастера называют вид резьбы, ши- В заголовке: фрагмент резных дверей. Ташкент. XIX в. роко развитый в Средней Азии. В Самарканде, Бухаре, Коканде, Ташкенте и- других городах Узбекистана искусной орнаментальной резьбой украшали двери, колонны, карнизы, шестигранные и восьмигранные столики и табуреты, шкатулки, рамки, портсигары и другие изделия из дерева. Искусством архитектурной резьбы славились мастера Хивы. Старинная резьба и сейчас придает неповторимый облик этому древнему городу. Возникшие в глубокой древности приемы искусной резьбы с успехом развивают современные мастера. Немало труда они вложили в оформление театра имени Алишера Навои в Ташкенте и других общественных зданий. Прекрасные образцы резного искусства можно увидеть в павильонах Узбекистана и Таджикистана на ВДНХ. Мастера Средней Азии применяют для резных работ в основном древесину бука, платана (чинары), карагача, грецкого ореха. Такой выбор пал на эти деревья благодаря их высоким физико-механическим свойствам, красивому цвету, выразительной текстуре. Правда, в средней полосе такую древесину найти нелегко, но вполне подойдут для ислими береза, дуб, груша, яблоня. Древесина для резных работ должна быть хорошо высушенной. Ташкентский резчик и мастер музыкальных инструментов Рахим-джан Касымов рассказывал, что старые мастера сушили древесину на открытом воздухе и в земле. Из ствола дерева делали вначале грубую заготовку. Заготовку зарывали в сухую землю где-нибудь под навесом, чтобы даже редкий в этих местах дождь не мог увлажнить почву. В земле дерево выдерживали от года до нескольких лет. Затем заготовку выкапывали и досушивали в помещении. Цвет древесины, характер звука, издаваемого заготов 60 |