Юный техник 1981-09, страница 9

Юный техник 1981-09, страница 9

последствия будут неприятными. Но еще хуже, если антифриз попадет в регенератор атмосферы — начнется реакция с выделением тепла, перегрев, а то и пожар. Но ничего не случилось, космонавты справились блестяще. Вспомните теперь логический «замок» на первых кораблях, сравните день нынешний и день минувший.

— Алексей Архипович, в программу подготовки входят и тренировки, на которых экипажи отрабатывают действия в экстремальных условиях: в море и горах, в пустыне и непроходимой тайге. Нужны ли такие «тесты на выживание», ведь корабли приземляются в заранее определенном районе, их встречает мощная поисковая служба?

— Мы не вправе исключать любые неожиданности. С Павлом Беляевым мы оказались в такой ситуации не на тренировке, взаправду. На «Восходе-2» отказала автоматическая система ориентации, и Земля разрешила нам перейти на ручное управление посадкой. Сели в районе Перми, в тысяче километров от запланированного места. Глухая тайга, морозец, а теплой одежды нет. В программу подготовки тогда входили лишь тренировки на море. Снаряжение у нас — рыболовные крючки да средства для отпугивания акул. Ничего себе рыбалка — снегу по пояс. Сняли мы скафандры, выжали мокрое белье, обмотались кусками парашюта. Вертолет нашел нас довольно скоро, но сесть не мог — чащоба. Сбросил продовольствие, одежду. Куртки долетели, а штаны на ветках застряли. Словом, посидели мы тогда в тайге... Именно после этого случая решено было отрабатывать действия экипажей в самых различных условиях. Принцип такой — чем хуже, тем лучше. Вот в начале года отправляли людей под Воркуту — там мороз под сорок да еще с ветер

ком. В тайгу заранее доставили спускаемый аппарат. Оказавшись в нем, космонавты должны снять скафандры, надеть теплозащитную одежду, развести костер, дать сигнал и ждать поисковую группу. Если мороз под пятьдесят — восемь часов, если около тридцати — сутки.

Сопровождал группу А. Губарев, опытный космонавт, дважды работавший на орбитальных станциях. Между прочим, большинство космонавтов, участвовавших в первых разведочных полетах, ныне руководят подготовкой экипажей, работают инструкторами, преподавателями. Это очень важно, ибо позволяет сохранить преемственность, не растерять драгоценный опыт.

— Мы говорили главным образом о профессиональной подготовке. А какими личными качествами, чертами характера должен обладать космонавт?

— Идеальных людей нет, и космонавты не исключение. Один — весельчак, балагур, другой — замкнут, сдержан, этот — излишне самолюбив, обидчив, тот — вспыльчив, но отходчив. Словом, в повседневной жизни космонавты — обычные люди, и характеры у всех разные. Но есть качества, не обладая которыми человек не сможет стать космонавтом. Это терпимость к чужим недостаткам, умение сохранять хладнокровие в рискованной ситуации, мужество и самоотверженность.

В-длительных полетах действует простая формула — члены экипажа должны складывать свои достоинства и вычитать недостатки. Если они этой арифметике взаимоотношений не обучены, то не смогут работать с полной отдачей. Возникнут конфликты, трения. Представьте себе ситуацию: заперли вас с кем-нибудь в одной квартире и сказали: живите вместе полгода. Прикиньте-ка, выдержите или нет? А ведь станция не уютная квартира, комфорт

7