Юный техник 1981-10, страница 27

Юный техник 1981-10, страница 27

них и пойдет наш рассказ. И все же без искусных, умелых рук, таких, как, например, у реставратора Полины Александровны Кротовой или у более молодых ее коллег Инны Егорушкиной и Елены Казакевич, и сегодня не обойтись. Умелые руки реставраторов вернули к жизни, например, один из списков «Сказания о Мамаевом побоище», экземпляр «Апостола», отпечатанный Иваном Федоровым, «Букварь» Кариона Истомина, «Избранные сочинения Иоанна Златоустого в переводе Андрея Курбского». Но это редкие и редчайшие книги. В лечении, однако, нуждаются не только они, но и книги более позднего времени. И сотни, тысячи книг проходят ежегодно лечение в отделе гигиены и реставрации Библиотеки имени В. И. Ленина.

Книги, газеты, альбомы, плакаты — все печатается на бумаге. Но, как и любое органическое вещество, бумага со временем «стареет» — в ней происходят физические и химические изменения. Обычная бумага состоит из целлюлозы и древесной массы. Древесная масса — материал неустойчивый. Если ее содержание в бумаге составляет больше пятидесяти процентов, то такая бумага стареет очень быстро: она становится желтой, хрупкой, готова рассыпаться в прах. Текст на ней выцветает, краски, тушь, карандаш с течением времени осыпаются.

Для сохранения книг очень важно поддерживать постоянную тем

пературу и относительную влажность воздуха; колебания температуры и влажности особенно вредны книге, но также разрушительное действие на бумагу оказывает и... обычный свет. Скорость разрушения зависит от продолжительности излучения, его спектра и интенсивности. Наиболее губительны ультрафиолетовые лучи: под их действием происходит расщепление длинных молекул целлюлозы. Но вот парадокс — ультрафиолетовые лучи и книги не всегда бывают непримиримыми врагами. Оказывается, с помощью невидимых областей спектра — ультрафиолетовых и инфракрасных лучей — можно и восстановить тексты, которые уже, казалось бы, никогда не удастся прочитать. Впрочем, об этом чуть позже, а пока маленькая экскурсия в зал, где работают реставраторы.

На специальных столах — часть верхней крышки у них заменена оргстеклом с подсветом — лежат «пациенты»: пожелтевшие газеты, старинные книги в кожаных переплетах с застежками, географические карты, отпечатанные век назад. Есть «пациенты» и помоложе — например, плакаты на выцветшей старой бумаге. Здесь их подлечат: соединят разрывы тонкой прозрачной бумагой, расправят и укрепят углы листа, вклеят выпавшие страницы, нарастят, где нужно, поля. Инструменты, разложенные на столах реставраторов, могут, пожалуй, напомнить

«ии'Л