Юный техник 1982-05, страница 14

Юный техник 1982-05, страница 14

ный поезд № 14 Москва — Хабаровск прибыл на станцию Ско-вородино, ближайшую к забайкальскому поселку Тындинскому, затерянному в отрогах Станового хребта. Этому поселку предстояло стать столицей БАМа, городом Тындой. Для этого и приехали сюда комсомольцы.

Многие газеты обошла тогда такая фотография. Железнодорожный перрон, заполненный молодежью, все в куртках защитного цвета. Море цветов, море плакатов: «Даешь БАМ1» А на переднем плане юноша с высоко поднятым над головой символическим ключом от будущего города и девушка со знаменем в руках. Звали эту девушку Таня Васина, по профессии каменщица, приехала из Горьковской области.

И вот я в Тынде нынешней, в гостях у члена ЦК ВЛКСМ, лауреата премии Ленинского комсомола Т. А. Васиной.

— Татьяна Александровна, почему вы выбрали такую тяжелую неженскую профессию — каменщик?

— Пожалуй, какого-то особого выбора и не было. Судите сами. Родители мои — сельскохозяйственные рабочие. Семья большая: четверо детей, я старшая. Конечно, сызмальства приходилось работать на колхозных полях. Работу не выбирали: не хватает людей на току — идешь на ток молотить, нужно грузить мешки с картошкой — грузишь. Так что делить работу на женскую и неженскую мне непривычно. Надо — значит надо. После школы жалко, конечно, было расставаться с родным селом. Но решила: хватит сидеть на шее у родителей, пойду работать. Начинала транспортной рабочей в Дзержинске, недалеко от дома, затем освоила профессию каменщицы. Так посоветовал родной дядя, брат отца, бывалый строитель. «Строить дома — важнее этой работы на свете нет, — сказал он

мне. — Строитель всем профессиям глава!» Дядя стал и моим первым бригадиром, ему спасибо за то, что научил азам будущей профессии, привил требовательность к себе, нетерпимость к халтурной работе, к безделью. Все это позже очень пригодилось на БАМе.

— А как пришло к вам это решение — ехать на БАМ?

— У нас в Дзержинске тогда сложилась отличная дружная комсомольско-молодежная бригада. Часто возникали у нас с ребятами такие разговоры: сколько ведется в нашей стране знаменитых строек — КамАЗ, Усть-Илим-ская ГЭС, трасса Абакан — Тайшет. Да разве все перечислишь? И почему-то все они идут без нас... Говорят, главной стройкой страны^ сейчас будет Байкало-Амурская железнодорожная магистраль, еще говорят, что она будет труднее и важнее, чем все предыдущие^ ударные стройки. И что же, опять без нас?! Так ведь и вся молодость пройдет в стороне от самых трудных, самых больших общих дел. БАМ стал для многих из нас мечтой. Только как туда попасть, куда для этого обратиться, мы не знали. К тому же это ведь лишь на словах просто, а на деле не каждый решится сорваться с насиженного места и отправиться за тридевять земель, в такие места, что смотришь по карте, и жуть берет: настоящий край света!

Выход представился сам собой. Однажды подходит ко мне наш бригадир Володя Мучицын и говорит:

— В горкоме меня попросили дать лучшую кандидатуру от нашей бригады для поездки на БАМ. Знаешь, я назвал тебя..;

— А почему это меня одну? — спрашиваю. — Что же это, я одна лучшая? Давай всех ребят возьмем!..

Почти так оно и вышло. Всех до одного, конечно, сагитировать не

12