Юный техник 1982-10, страница 19

Юный техник 1982-10, страница 19

личествах, какие не вместили бы трюмы всех затонувших кораблей. По расчетам ученых, запасы урана в морях и океанах составляют 4 миллиарда тонн! А чтобы записать на бумаге количество тонн меди, содержащейся в воде, к цифре 6 нужно приписать еще 19 нулей!

И что очень важно, океанская вода — это раствор металлов, почти что та самая «жидкая руда», которую специально готовят сегодня для гидрометаллургии.

Об этой интересной и многообещающей области науки и техники здесь нужно сказать особо. Вспомним: начиная есть ягоды, мы стараемся выбирать более спелые. Под конец в тарелке остаются те, что похуже. Подобное произошло и с металлами. Богатые руды, содержавшие металл в большом количестве, почти «съедены». Теперь пришла пора остальных. И чтобы не потерять ни грамма металла, ученые придумали гидрометаллургию. Руду прямо под землей или после извлечения на поверхность растворяют с помощью кислот и щелочей. Затем из «рудного» раствора извлекают металлы, причем даже из самой бедной руды таким образом можно добыть максимум полезного.

Задачи гидрометаллургии, рожденной, чтобы вытянуть из руд Все, что только можно, как нельзя лучше отвечали задачам ученых из ГЕОХИ. Поэтому работу по извлечению металлов из морской воды они начали с изучения гидрометаллургических методов.

Самый эффективный из них — экстракция — основан на том, что многие органические вещества растворяют металлы лучше, чем вода. Если в морскую воду добавить керосин, то перемешивания не произойдет. Он легче воды, и две жидкости будут существовать как бы сами по себе. Но керосин вытянет из воды

ионы растворенного металла. Таким способом, кстати, уже добывают примерно половину всей меди. Но s море, как решили ученые, этот способ неприменим. Чтобы извлекать экстракцией металлы из морской воды, ее придется прокачивать через специальные реакторы с керосином. Как бы малр ни смешивались эти две жидкости, какая-то часть керосина попадет обратно в море с отработанной водой, растечется по его поверхности пленкой, не пропускающей в воду кислород.

А ведь море — это целый мир, где в тесной взаимосвязи живут тысячи видов микроорганизмов, растений, животных...

Так же, как керосином, вытягивать металлы из водного раствора можно с помощью твердых веществ — сорбентов. Они нерастворимы в воде и не представляют никакой угрозы обитателям моря. Этот метод тоже хорошо освоен гидрометаллургией. Однако, как ни схожи «жидкая руда» металлургов с морской водой, об отличиях забывать нельзя. Запасы металлов в морях огромны. Но в литре морской воды содержится, к примеру, всего одна миллионная часть грамма меди! Зато поваренной соли хоть отбавляй — 20—25 граммов! Где взять сорбент, который сможет «разглядеть» в этой соленой каше микроконцентрации металла? Ведь это то же самое, что пытаться расслышать писк комара, «подпевающего» симфоническому оркестру.

Нужно было искать сорбенты исключительно «разборчивые», способные захватывать, скажем, ион меди, золота или урана, и совершенно не обращать внимания на натрий и хлор. Причем сорбенты нужны, разумеется, достаточно дешевые.

Чтобы найти их, ученым пришлось провести несколько миллионов экспериментов... Эта цифра не ошибка. Просто по

2 «Юный техник» № 10

17