Юный техник 1983-04, страница 59

Юный техник 1983-04, страница 59

проанализировали все достоверные показания очевидцев катастрофы, собранные в научной литературе, изучили все данные о метеоритах. Выяснилось следующее: даже если метеорит был ледяным, все равно в составе его должны присутствовать твердые тугоплавкие включения. Правда, масса их в этом случае будет гораздо меньше, а поиск труднее. Но. ведь по самым скромным оценкам сторонников «метеоритной» концепции, диаметр метеорита составлял не менее 100 м, а масса — миллионы тонн! К тому же только очень твердый метеорит мог проникнуть так глубоко в атмосферу Земли. Плотное ядро тунгусского космического тела (так называют его в научной литературе) разрушилось лишь в верхних слоях тропосферы на высотах от 12 до 8 км, в то время как даже железные метеориты начинают разрушаться уже на высоте в 35 км. А поскольку в составе большинства каменных метеоритов обнаруживается неземное никелистое железо, то стоит попробовать поискать в районе катастрофы металлические метеоритные шарики. А может быть, найдутся и мелкие осколки метеорита — подобные тем, что обнаружены, в других «метеоритных» местах земного шара, например на острове Сааремаа в Эстонии. Именно там уже в течение 9 лет многие поколения кружковцев извлекали космических пришельцев из земли, над которой 2700 лет назад произошел взрыв огромного метеорита Каали, образовавший девять кратеров... Вот какими знаниями, какой подготовкой были вооружены участники экспедиции.

«Главный конструктор» нашего кружка Андрей Костылов изготовил металлоискатели — это что-то вроде того прибора, каким саперы обнаруживают в земле вражеские мины, только специально приспособленный для поисков

осколков метеорита. Конечно, мы сознавали, что метеорит взорвался и рассеялся на огромной территории, поэтому найти весомый осколок метеорита — задача еще более трудная, чем отыскать самородок какого-нибудь земного минерала. Но ведь в науке и отрицательный результат — тоже результат. Если мы не найдем осколков, это будет всего лишь лишняя гиря на чашу весов противников метеоритной концепции тунгусского взрыва, а если вдруг найдем... Главное — приблизиться к истине, а на чьей стороне она окажется, для настоящего ученого не должно иметь значения.

Шаг, еще шаг... Небольшой отряд медленно продвигается вперед. Система жизнеобеспечения почти как у космонавтов — жилье, питание, приборы. Все взято в обрез — ничего лишнего, но граммы суммируются в двадцати-тридцатикилограм-мовые рюкзаки. С утра моросил мелкий, как пыль, дождь. Но когда, удаляясь от сохранившихся изб экспедиции Кулика, отряд поднялся на вершину горы Стой-ковича, пошел настоящий ливень. Мы медленно преодолеваем всемирно знаменитое Южное болото. Именно над ним разрушился высоко в небе Тунгусский метеорит. Но сейчас нас это слабо утешает. Чем дальше путь, тем тяжелее ноги, тем глубже проваливаются они в черную жижу.

Когда болото кончилось, началась сопка. Но даже в гору идти оказалось легче. Шагомер неторопливо отстукивает шаги. Нас подгоняет приятная мысль: впереди ручей Ямоко с голубой холодной водой. Лагерь, костер, ночевка... Потом, на десятый или пятнадцатый день пути, мы будем смеяться, вспоминая первые дни и громче всех — весельчак Сережа Шмельков. А ведь сначала и ему казалось: все пропало, не дойти... Только теперь все

56