Юный техник 1983-05, страница 65мне Мамадали Юсупович. — Конечно, в них многое преувеличивается, но я уверен: такой барбат существовал! Много лет я вынашивал мечту воссоздать музыкальный инструмент, о котором говорится у Фирдоуси. Долго не мог решить, с какого конца подступиться к этой задаче: ведь, кроме легенды, никаких исторических данных о барбате не сохранилось. Важно одно: у Фирдоуси сказано, что в музыке барба-та слышался бубен. Но ведь инструмент был струнный!.. Мастер снимает со стены вось-миструнное произведение искусства —• иначе назвать этот инструмент я не могу. Изящный маленький резонатор, обтянутый кожей, окружен тремя бубнами-сателлитами меньшего размера, гриф роскошно инкрустирован перламутром и переливается всеми цветами радуги. Мамадали Юсупович начинает перебирать сдвоенные струны, одновременно умудряясь пристукивать по бубнам свободными пальцами. Увы, секрет того древнего барбата все-таки умер вместе с создателем инструмента. А в руках у мастера барбатынав — новый барбат. Впервые в национальной практике он изготовлен из древесины груши — легкой, прекрасно поддающейся полировке, почти без сучков. «В грушевом резонаторе звук отдается, как в старой мечети», — говорит Мамадали Юсупович. На станции юных техников часто звучит национальная таджикская музыка с резковатыми переливами струнных и позвякивающим пристуком бубна. Никто не удивляется. Музыкальный мастер, как известно, начинается прежде всего с любви к музыке. Затем — музыкальный сйух, музыкальная память, чувство ритма... Если все это у человека есть, тогда только имеет смысл учить его — нет, еще не изготовлению инструментов — пока только музыкальной грамоте. Потом — игре |