Юный техник 1983-05, страница 67

Юный техник 1983-05, страница 67

же был забыт и вспомнился благодаря случайности — можно сказать, был открыт заново. Однажды нужно было изготовить к торжественному событию крупную партию инструментов. Задание было срочное, и высушить инструменты казалось невозможным: слишком мало оставалось времени. Выручила... чья-то халатность. На стопку заготовок, гревшуюся на солнцепеке, случайно высыпали песок. Когда, заметив это, песок разгребли, оказалось, что все дерево идеально высушено.

Мамадали Юсупович вспоминает, что именно этот случай заставил его глубже задуматься над физическими свойствами дерева.

Вместе с ребятами он стал изучать текстуру древесины разных пород. Оказалось, что с музыкальной точки зрения орех гораздо лучше тутовника — общепризнанного таджикского «музыкального» дерева. Но еще лучше — груша. Теперь-то каждый кружковец сразу скажет вам, какая чурка годится для дутара, какая для рубоба, а какая не годится вовсе...

Ничего неожиданного нет в том, что каждый народ любит свою народную музыку, свои народные песни. Но кто бывал в Таджикистане, знает: здесь любят свою музыку какой-то особенной пюбовью. Подростки ходят по улицам Душанбе с кассетными магнитофонами, из которых звучат не электрогитары и не синтезаторы, а народная музыка — те же рубобы, тамбуры, дутары.

Поэтому я удивился, когда в кружке М. Ю. Халикова вдруг заметил на стене среди множества национальных инструментов одну электрогитару. «Наверное, она здесь случайно», — подумал я. Спросил об этом учителя.

— Понимаю ваш вопрос, — улыбнулся Мамадали Юсупович. — Вы подразумеваете: не устают ли ребята заниматься только традиционными националь

ными инструментами, не тянет ли их к современной музыке? Конечно, если тянет, я не препятствую. Когда просят, помогаю починить и электрогитару для школьного эстрадного ансамбля, и настроить домашнее пианино. Конечно, они должны все уметь — иначе какие же это музыкальные мастера! Но я человек старый и больше тяготею к вечному. Я имею в виду родной язык, родную музыку — словом, культуру своего народа. Согласитесь, «АВВА» и «Бони-М», как бы они нам ни нравились, через несколько лет сменятся другими, еще более современными и модными группами. А народная музыка — та, что была с нами сотни лет назад и не исчезла, не смылась временем — видно, будет с нами вечно, всегда. И я очень радуюсь, что временное и преходящее не затмевает в глазах моих ребят родного и вечного. Свидетельство тому перед вашими глазами: гитара здесь только одна, а национальных инструментов — десятки.

Сегодня у Мамадали Юсупови-ча занятие с группой начинающих, младших учеников. Не буду входить, чтобы не смущать ребят. Из-за двери слышится строгий голос учителя.

— Опять ты сбился, Азиз, — укоряет он кого-то из учеников. — Ты увлекся мелодией и совсем забыл о ритме. А в музыке надо уметь делать несколько дел сразу. А ну-ка, теперь сыграем и споем «Цвети, мой солнечный Таджикистан!». Ты, Манзура, — первый голос, а ты, Сафар, — второй!..

Учитель хлопнул в ладоши? и полилась музыка.

М. САЛОП Фото автора Рисунки А. МИТРОФАНОВА

63