Юный техник 1983-05, страница 66

Юный техник 1983-05, страница 66

на инструментах, которые ему предстоит делать. Чем же, спросите вы, отличается музыкальный мастер от музыканта? Действительно, разнииа невелика. Многие ученики Халикова, повзрослев, становятся профессиональными музыкантами-исполнителями. И сам он когда-то окончил консерваторию по классу вокала и композиции. Хороший музыкальный мастер — всегда музыкант. Так издавна повелось в Таджикистане.

Было время — искусство изготовления старинных таджикских музыкальных инструментов считали почти утерянным. В том, что этого не произошло, заслуга в основном М. Ю. Халикова. Известный в сороковые годы узбекский композитор, он организовал две первые в Средней Азии специализированные музыкальные школы: одну в Ташкенте, другую в Душанбе. А потом увлекся новой идеей: возродить древнее музыкальное производство. Конечно, в одиночку решить такую задачу не под силу даже самому искусному мастеру. Халиков набрал учеников, создал кружок. В понимании самого Мамадали Юсуповича никакой резкой перемены в его судьбе не произошло: музыкой он занимался, ей и остался верен...

Десятки лет работает кружок. Результаты этой работы здесь, на стенах. Вот дуторинав — новый дутар — местный собрат двухструнной казахской домбры. А вот рудинав — новый руд — на подобном инструменте играл более тысячи лет назад великий таджикский поэт Рудаки. Этот инструмент реконструирован

М. НЭ. Халиковым и его учениками по сохранившимся литературным описаниям. Кружковцы не просто воспроизводят старые народные инструменты — в их руках они приобретают новое звучание, новые возможности по сравнению с традиционными. Оттого и заслужена их творениями приставка «нав» — «новый».

— В нашей республике много народностей, — сказал мне один из лучших юных мастеров, девятиклассник Анвар Ахмаров. — У каждой своя музыка, свои инструменты. Вот это — тутук, свирель, а этот маленький струнный инструмент с двумя рожками — рубоб. На них играют горцы Памира. А тот бубен, что по форме напоминает кувшин, — товляк, уроженец Дарвазского хребта. Его и правда делают из круглого кувшина. Но обычно у него только один тембр, раз и навсегда заданный. А мы придумали, как его регулировать. Так что и этот товляк — новый!

Какую деталь музыкального инструмента доверяют сделать новичку? Подставку для струн. С нее здесь начинал каждый. Проста она лишь на первый взгляд, на самом же деле значит очень много. Неверно рассчитана подставка — и никогда инструмент не заЗвучит правдивым голосом, всегда будет фальшивить. Но лишь размеры подставки строго определенны, а форму ее каждый импровизирует на свой вкус, в соответствии с очертаниями и стилем оформления всего инструмента. Тут и выясняется, у кого этот вкус хорош от природы, а кому предстоит кропотливая работа над собой. Впрочем, без работы здесь не останется никто. Например, ясно, что обычных столярных навыков в работе музыкального мае ера явно недостаточно. Нужны отличные, и только отличные. Но и их мало...

С чего начинается любой музыкальный инструмент? С эскиза формы, разработки шаблона. Значит, нужно быть еще и немного художником. Далее следуют столярные работы: вытачивается резонатор. Одна из самых ответственных операций — сушка. Очень важно не пересушить и не недосушить — и то и другое непоправимо сказывается на звучании. Кстати, сушат резонаторы старинным способом, который то-

62