Юный техник 1983-11, страница 82КАК ИМИ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ Теперь о некоторых проверенных и оправдавших себя приемах работы с микрофоном при записи. Односторонне направленный микрофон (с характеристикой типа «кардиоида») лучше всего применять там, где велик уровень посторонних шумов. Установка микрофона тыльной стороной к главному источнику звуковых помех (скажем, к- окну, выходящему На улицу) уменьшает влияние шума. Хорошо показывает себя такой микрофон и в помещении с открытыми («неза-глушенными») стенами и полом, где велика доля отраженного звука. Реверберация, воспринимаемая микрофоном, будет казаться меньше действительной. (Об акустических условиях помещения и о реверберации мы подробно рассказали в «ЮТ» № 4 за этот год.) i Двусторонне направленный микрофон, напротив, можно использовать в заглушённом по мещении (с большим количеством мягкой мебели, драпировок, ковров, полок с книгами и т. д.), когда желательно увеличить реверберацию в записи, чтобы звук не был излишне глухим. При записи диалога, певца с аккомпанементом, а также малых музыкальных составов лучше всего взять микрофон с характеристикой типа «восьмерка». Он позволит удобно разместить исполнителей и четко провести запись. Ненаправленный микрофон с характеристикой * в форме круга можно применить при записи различных встреч и бесед за «круглым столом», для передачи общей акустической обстановки помещения. Такой микрофон может помочь и при записи в очень сильно заглушённом помещении (микрофон в этом случае устанавливают ° в центре). При стереозаписи используют два микрофона, одинаковые по чувствительности и характеристикам направленности, например катушечные микрофоны МД-52Б-СН. Расстояние между микрофо-
|