Юный техник 1983-11, страница 83нами при этом обычно выбирают в пределах 20—100 см. Высота расположения и углы их наклона определяются в каждом конкретном случае в зависимости от количества исполнителей, их размещения перед микрофоном, вида программы, типа помещения и т. п. Впрочем, имейте в виду, что высококачественная сте-< реофоническая запись с микрофона в любительских условиях труднодостижима. Далеко не все равно, как и где именно установить микрофоны. Правильно сделать это вам поможет знание параметров микрофонов, о которых вы сегодня узнали, — но одного этого мало. Поскольку не бывает двух совершенно одинаковых помещений, в каждом случае необходимо провести несколько пробных записей при разных взаимных расположениях микрофонов и исполнителей, чтобы выбрать наилучшее. Для памяти нанесите это оптимальное расположение на вычерченный в масштабе план помещения и в дальнейшем руководствуйтесь им. То же касается не только звукозаписи, но и любого концерта или спектакля, который вы проводите в-школе. ...И ЕЩЕ СОВЕТЫ Если запись или концерт происходят на открытом месте или в большем зале, даже небольшой ветер, воздушный поток от сквозняка может попасть на ленту в виде шорохов и треска. Как избавиться от этих шумов? Поможет мешочек из поролона толщиной 3 — 5 мм. Его надевают на микрофон. Такой мешочек устраняет только ветровые помехи, совершенно не искажая звук. В практике встречаются случаи, когда направленность кар-диоидного микрофона оказывается недостаточной (при записи пения птиц, голоса певца с большого расстояния и т. п.). Простейший способ увеличения направленности — установка перед микрофоном рупора или рефлектора в форме параболоида, изготовленного из картона, пластмассы или жести (рис. 10). В последнем случае во избежание вибрации полезно оклеить его с задней стороны бумагой или тонким слоем поролона. Такой рефлектор не только подавляет приходящие с боков и сзади звуки, но и усиливает 19
|