Юный техник - для умелых рук 1964-01, страница 3БЛОК-СХЕМА ТРАНСЛЯЦИОННОГО УЗЛА Блочной или блок-схемой ее называют потому, что на ней показаны только условные обозначения крупных частей трансляционного узла — его блоков. Состав этих блоков дан на принципиальных схемах, где указаны все элементы: сопротивления, конденсаторы, трансформаторы и т. п. На рис. 1 показана блок-схема трансляционного узла. Она состоит из приемника—1; микрофонон и усилителей для них — 2 и 3 (один в студии, другой в аппаратной); проигрывателя граммофонных пластинок — 4; магнитофона — 5; микшерского пульта — 6; табло — 7 и 8; мощного усилителя — 9; контрольной панели—10; мощного динамика «колокольчик»—11; трансляционных линий —12; контрольного динамика (в аппаратной) — 13 и мощного выпрямителя—14. 1*- 12 Рис. I. Блок-схема трансляционного узла Для приема передач радиовещательных станций в составе узла имеется приемник. Для передач из студии или репортажей надо иметь микрофон с микрофонным усилителем. Проигрывание граммофонных пластинок осуществляется с помощью универсального или самодельного проигрывателя, а магнитофонных записей — с помощью промышленного или самодельного магнитофона (описание такого магнитофона было дано в 11—13 выпусках приложения за 1963 г.). Если есть радиокомбайн типа «Москва», «Россия», «Украина» или аналогичный им, тогда нет нужды ставить отдельно приемник, микрофонный усилитель, проигрыватель и магнитофон с микшерским пультом. Все это может быть заменено теми устройствами, из которых -состоит радиокомбайн. Однако более реальным является использование либо приемника, либо радиолы, либо магнитолы. В этом случае в радиоузел надо будет добавить соответственно микрофонный усилитель с проигрывателем и магнитофоном, микрофонный усилитель и магнитофон или микрофонный усилитель с проигрывателем и, конечно, мощный усилитель.'» Микшерский пульт позволит производить переключение источников сигналов, регулировать их силу (амплитуду) и осуществлять так называемую «накладку» одной передачи на другую. Это делается при одновременном переводе речи оратора, который говорит на иностранном языке, для одновременной передачи речи на фоне музыки или комментариев спортивной передачи. После микшерского пульта сигналы подаются на мощный усилитель. Его мощности достаточно для того, чтобы обеспечить громкоговорящую передачу нескольких десятков трансляционных динамиков или мощного «колокольчика». Нагрузкой такого усилителя могут быть несколько различных линий: для колокольчика, для разных классов или территория лагеря. Их подключение осуществляют через панель контроля и защиты. С помощью приборов, составляющих эту панель можно контролировать работу любой линии и защищать усилитель от неисправностей в их работе, выключая неисправные линии тумблерами. Питание всех блоков радиоузла производят от специального блока питания. Часто необходимо организовать работу трансляционного узла в местах, где отсутствует сеть переменного тока. В этом случае необходимо выполнить конструкцию на полупроводниковых триодах-транзисторах. Здесь придется применить более простую схему узла. Она показана на рис. 2 и состоит из приемника—1; микрофона и микрофонного усилителя — 2; батареи питания приемника, микрофонного усилителя и предварительного усилителя — 3; предварительного усилителя — 4; контрольного динамика (или 5—10 маломощных трансляционных) — 5; мощного усилителя — 6; аккумуляторов или мощных батарей для питания оконечного усилителя—7; колокольчика—8; линий для трансляционных динамиков — 9 и 10. Транзисторный приемник (например «Малыш» или ему аналогичные) включают на первый вход предварительного усилителя На второй вход этого усилителя
9 10 Рис. 2. Блок-схема переносного радиоузла включают микрофон с микрофонным усилителем. На выходе предварительного усилителя ставят контрольный динамик или телефон. Мощный усилитель обеспечивает работу или одного колокольчика или нескольких десятков трансляционных динамиков. Самое прекрасное звукоусилительное оборудование радиоузла не будет хорошо работать, если пренебречь акустическими свойствами студии. Ни последние лагерные известия, ни концерт самодеятельности и никакая другая передача из помещения (если они не оборудованы или если не использованы специальные микрофоны) не будут разборчиво и естественно звучать. НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ АКУСТИКИ Прежде чем приступить к описанию устройства стуши, надо познакомиться с некоторыми особенностями передачи речи и музыки с помощью микрофона. Все вы слышали эхо. Оно бывает в гористых и лесных местностях. Однако чаще всего мы встречаемся с этими явлениями в помещении. Звуки очень хорошо отражаются от стен. Но из-за особенностей нашего сл^ха мы редко замечаем наличие отраженных звуковых юлн в виде эхо. Эти отражения чаще создают у нас впечатление или гулкости или глухости помещения. Что же произойдет, если мы будем вести передачу из закрытого помещения с помощью микрофона? На рис. 3 (верхняя часть) показано, что на мембрану микрофона будут воздействовать не только прямые звуки (от голосовых связок диктора), но и отраженные от стен помещения. —бремя затухание. з&учание Рис. 3. Схема пути звуковых волн к мембране фона и их затухания микро- Свистнем перед микпрфоном. Пока мы равномерно свистели, сила звука была постоянна. Как только свист прекратится, сила звука|начнет затихать. Почему затихать? Разве звук сразу! не исчезнет? Конечно нет. Все звуковые волны, рассеягные в пространстве помещение шых долей секунды еще будут )ану микрофона. Если это вре-е будет нам казаться гулким, мебели. Если оно мало, то по-глухим, как ковровый магазин, я звуковых волн от стен. Схематически это показан^ на нижней части рис. 3 для глухого (1), нормального (2) и гулкого (3) помещений. После усиления передачи из гулкого или глухого помещения она будет звучать очень неестественно и даже неприятно Нормальное звучание передачи будет только тогда, когда помещение, из которого ведется передача, обладает каким-то средним временем затухания сигнала (это послезвучание называют в акустике реверберацией). Для достижения такого оптимального времени реверберации и приходится строить специальную сту- в течение сотых и тыся воздействовать на мемб мя велико, то помещен! как новая квартира без мещение будет казаться где почти нет отражен! дню. При организации передач в лагере неплохие результаты можно получить, если студия будет расположена на тихой террасе. Тогда можно подобрать оптимальную реверберацию, открывая или закрывая часть окон. Для стационарного радиоузла необходимо обо-рудовать специальную студию и аппаратную. ПЛАНИРОВКА ПОМЕЩЕНИЙ СТУДИИ И АППАРАТНОЙ На рис. 4 показан план размещения аппаратуры в стационарной аппаратной и студии и их размеры. Помещение стационарного радиоузла состоит из: А — аппаратной, Б — студии и В — входного тамбура, в которых расположены: стулья—1, стол для аппаратуры — 2, аппаратура радиоузла — 3, часы с секундной стрелкой — 4, микрофон с усилителем — 5, настольная лампа—6, звукопоглощающие щиты — 7, полки для вспомогательных приспособлений — 8, смотровое окно — 9, двери — 10, студийный стол—11. Для большинства передач школьных радиоузлов достаточно иметь студию размерами 2,5 на 3,5 метра при высоте потолка около трех метров. Если размеры студии несколько отличаются от указанных, необходимо стремиться к тому, чтобы общий объем помещения студни был бы около 25 кубических метров. Для получения оптимальной реверберации в помещении студии на ее стенах располагают звукопоглощающие щиты. Они выполнены в виде трех'секционных рамок прямоугольной или сегментной формы. Лицевая сторона их' сделана из трехмнллиметровой фанеры или картона с рядами отверстий диаметром 7—8 мм. Отверстия сверлят на каждом отсеке с шагом 30 мм на расстоянии 45 мм от краев. Стенки ящиков или их перегородки для сегментных колонн можно сделать из любого сухого дерева по размерам, указанным на рис. 5. Сторону поглощающих щитов, обращенную к стене (внутреннюю), затягивают байкой. Предварительно в образовавшиеся отсеки заложите марлевые мешки со So Рис. 4. Помещение стационарного радиоузла £ У ъ 1 I т шлаковатой, мипорой или пенопластом (самым пористым из имеющихся под руками). Если эти материалы будут в виде крошки или ваты, то мешки надо простегать, чтобы они не деформировались под действием собственного веса. Перфорированную сторону щитов окрасьте или покройте лаком. Звукопоглощающие щиты навесьте на стены студии. Если размеры студии несколько отличаются от указанных ранее, то возможно придется несколько изменить их расположение и количество. Над смотровым окном навесьте щит размером 140 X 60 см. Все щиты навесьте на расстоянии 60 см от потолка. Сам потолок для уменьшения отражений от него тоже покройте перфорированным щитом. Этот щит состоит из листов размером 60 X см, по всей поверхности которых с шагом 15 мм просверлите отверстия диаметром 3—4 мм. С внутренней стороны щитов положите байку. Размеры и конструкция звукопоглощающих конструкций потолка показаны на рис. 6. Обеспечив должную реверберацию помещения студии необходимо позаботиться о ее звукоизоляции. Если нельзя улучшить звукоизоляцию самого помещения студии (а это бывает чаще всего, так как обычно используют готовое помещение), то надо, по крайней мере, предотвратить проникновение посторонних звуков в студию через дверь и смотровое окно. Дверь должна быть одностворчатой, так как при этом уменьшается длина щелей, а значит, и уменьшаются акустические помехи. Лучше всего сделать ее из двух дубовых щитов. Один из них должен быть склеен горизонтально, а другой вертикально. Между ними надо поместить лист стали толщиной 1—3 мм. С обеих сторон этот лист должен быть обложен листами войлока толщиной 10—20 мм. |