Юный техник 1983-12, страница 16

Юный техник 1983-12, страница 16

вил, что вид орбиты, которую описывает небесное тело, зависит от его скорости.

Уже в наше время скорость, при которой небесное тело описывает окружность вокруг притягивающего центра, назвали первой космической. Вблизи поверхности Земли она равна 8 км/с. Если телу сообщить вторую космическую скорость — около 11 км/с,— то тело, летя по параболе, навсегда удалится от Земли, станет спутником Солнца. При третьей космической скорости — порядка 16 км/с — тело полетит по гиперболе, уйдет за пределы солнечной системы.

СМУЩАЮЩИЕ ВОЗМУЩЕНИЯ

Из закона всемирного тяготе- . ния следует, что движение планет осуществляется под действием силы тяготения Солнца. При этом, как показал Ньютон, из-за больших расстояний между небесными телами собственными размерами их можно пренебречь и считать, что вся масса расположена в одной точке. Тем самым исследование реального движения планет свелось к решению математической задачи на расположение п тел небесной механики.

Но сама задача оказалась весьма сложной. Ньютон сумел решить ее лишь в простейшем случае, при п = 2. Но ни сам знаменитый физик, ни его последователи не смогли решить задачу при п=3;4 и т. д., то есть когда нужно учесть еще и взаимное притяжение планет друг другом.

Чтобы учесть эти, как их на

зывают астрономы, возмущения, приходится составлять системы уравнений, на решение которых можно потратить годы и все-таки... не решить задачу! Так, может, ее и не нужно решать? Развитие науки, техники требовало от астрономов все более точных данных.

Решать сложнейшие задачи стали с помощью комбинированных методов: использовали приближенные, упрощенные методы решения, а затем уточнили их по мере накопления опытных данных.

Таким образом, Леверье удалось построить гравитационные, то есть основанные только на законе всемирного тяготения, теории движения для четырех внутренних планет — Меркурия, Венеры, Земли и Марса. Потом американский астроном Ньюком уточнил полученные данные, использовав результаты 60 тыс. наблюдений, выполненных астрономами с 1750 по 1982 год. Однако и эта теория оказалась не совсем верной. По какой причине?

Сегодня мы можем ответить на этот вопрос совершенно определенно: уточнить движение планет можно, лишь отказавшись от классической теории Ньютона, перейдя к теории относительности Эйнштейна.

Но применение теории Эйнштейна, который считал, что время во вселенной может течь то медленнее, то быстрее в зависимости от того, с какой скоростью движется сам наблюдатель, еще более затруднило задачу специалистов.

Помощниками математиков в наше время стали электронные вычислительные машины. При построении теорий движе-

14